Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности Дополнительное образование детей неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческий и образовательных потребностей. Дополнительное образование специфическая среда общения, поле деятельности основополагающее средство формирования гуманистических ценностных установок; способствует профориентации, придает становлению человека новое качество. Основой дополнительного образования является опора не на отдельные индивидуальные особенности ребенка, а на целостное развитие личности. Образовательная программа Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования спортивной школы Невьянского городского округа (далее - Учреждение) разработана в соответствии с нормативными документами: Конституция Российской Федерации; Конвенция о правах ребенка; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями); Федеральный закон от 30 апреля 2021 года № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минспорта России от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных команд Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Минспорта России от 03.08.2022 № 634 «Об особенностях организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки» (с изменениями и дополнениями); Приказ Минздрава России от 23.10.2020 №1144-н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом ( в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятий» (с изменениями и дополнениями); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации; Устав МБОУ ДО СШ Невьянского городского округа; Локальные нормативные акты МБОУ ДО СШ Невьянского городского округа. Образовательная деятельность в Учреждении осуществляется в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности серия Л035-0127766/00195202, дата выдачи: 03.03.2016 г. Министерством образования и молодежной политики Свердловской области. Срок действия: бессрочно. Цель и задачи программы Целью образовательного процесса является осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки и дополнительных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной направленности, направленных на формирование и развитие двигательных способностей детей, удовлетворение индивидуальных потребностей в нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, на организацию их свободного времени и содержательного досуга. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Для осуществления указанных целей Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: - реализация дополнительных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной направленности и дополнительных образовательных программ спортивной подготовки; - организация и обеспечение образовательного и тренировочного процесса; - осуществление медицинской деятельности; - создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья работников школы; - организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, соревнований различного уровня; - участие в физкультурных и спортивных мероприятиях, соревнованиях различного уровня; - организация и проведение спортивных и оздоровительных лагерей, тренировочных сборов; - деятельность по популяризации физической культуры и спорта; - деятельность по организации досуга детей и их родителей (законных представителей), организация и проведение массовых мероприятий; - выявление детей, находящихся в социально-опасном положении, принятие мер по их воспитанию; - обеспечение участия обучающихся в соревнованиях различного уровня (муниципальных, городских, районных, региональных, российских, международных); - осуществление иных виды деятельности, предусмотренных законодательством. Основные направления образовательной деятельности В МБОУ ДО СШ Невьянского городского округа в 2023-2024 учебном году планируются к реализации дополнительные образовательные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности по видам спорта: - Волейбол - Лыжные гонки - Легкая атлетика - Оздоровительная аэробика - Мас-рестлинг Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки по видам спорта: - Волейбол - Спортивная борьба «дисциплина греко-римская борьба» - Легкая атлетика - Лыжные гонки Дополнительные образовательные программы МБОУ ДО СШ Невьянского городского округа Название дисциплины Название программы Продолжительно сть обучения Волейбол Дополнительная общеразвивающая программа по волейболу Дополнительная общеразвивающая программа по волейболу «Школа мяча» Дополнительная программа спортивной подготовки по волейболу Дополнительная программа спортивной подготовки по спортивной (греко-римской) борьбе Дополнительная общеразвивающая программа по легкой атлетике Дополнительная программа спортивной подготовки по легкой атлетике Дополнительная общеразвивающая программа по лыжным гонкам Дополнительная программа спортивной подготовки по лыжным гонкам Дополнительная общеразвивающая программа по оздоровительной аэробике Дополнительная общеразвивающая программа по оздоровительной аэробике «Фитнес-аэробика» Дополнительная общеразвивающая программа по мас-рестлингу 7 лет Возрастные границы, зачисляемых 6,5 – 18 лет 3 года 6,5 – 11 лет Спортивная (греко-римская) борьба Легкая атлетика Лыжные гонки Оздоровительная аэробика Мас-рестлинг этап НП 3 года этап УТ 3-5 лет 9 лет 11 лет этап НП 4 года этап УТ 3-4 года 7 лет 11 лет 7 лет 6,5 – 18 лет этап НП 3 года этап УТ 2-5 лет 3 года этап НП 3 года этап УТ 2-5 лет 9 лет 12 лет 6,5 – 18 лет 9 лет 12 лет 7 лет 6,5 – 18 лет 3 года 6,5 – 11 лет 3 года 6,5 – 18 лет Для информационно-методического и дидактического обеспечения образовательных программ используются методические материалы федерального, регионального значения. Согласно муниципального задания в этом году на отделениях МБОУ ДО СШ будут обучаться 408 юных спортсменов. Образовательная программа МБОУ ДО СШ Невьянского городского округа определяет цели воспитания и образования в системе дополнительного образования, с учетом приоритетов и стратегии государственного образования в государственной политике, построить концепцию содержания дополнительного образования физкультурно – спортивной направленности, наметить и структурировать проблемы, разработать направления школы, а также план действий и поэтапную их реализацию. Образовательная программа регламентирует: 1. Условия освоения образовательной программы; 2. Диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений обучающихся; 3. Организационно - педагогические условия реализации программ дополнительного образования; 4. Модель выпускника школы. Обучение в Учреждении строится с учетом следующих основополагающих принципов спортивной подготовки юных спортсменов: Принцип комплектности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно – тренировочного процесса (физической, технико – тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля). Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям, чтобы обеспечить в многолетнем учебно – тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико – тактической подготовленности. Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена вариативность программного материала для практических занятий, характеризующегося разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи. Все вышеизложенное позволяет определить МБОУ ДО СШ Невьянского городского округа как организацию, ориентированную на создание оптимальных условий для обучения и дальнейшего устройства человека в жизни. Развитие школы на период с 2023 по 2025 годы предполагает поиск путей и создание условий для подготовки обучающихся к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности современного общества. Планируемый результат: - устойчивость интереса учащихся к учебно-тренировочным занятиям по видам спорта; - сохранность контингента учащихся; - удовлетворенность детей психологическим климатом в коллективе, условиями, содержанием, организацией деятельности; - высокий уровень физического развития и функционального состояния учащихся, формирование у них здорового образа жизни; - высокий уровень социализации, нравственности и культуры поведения обучающихся; - формирование у молодого поколения гражданского патриотического мировоззрения и активной жизненной позиции. Приоритетные направления образовательной деятельности педагогического коллектива в 2023-2025 годы: - физическое воспитание, направленное на достижение спортивных результатов, спортивного мастерства каждым учащимся в соответствии со своими возможностями и способностями; - валеологическое воспитание, направленное на формирование потребности в здоровом образе жизни; - гражданско-патриотическое воспитание, направленное на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности; социальной компетентности в сфере этнического взаимодействия; - воспитание ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями. Образовательная деятельность Организация образовательного процесса в Учреждении осуществляется в соответствии с данной программой на основе учебного плана и программ, разрабатываемых самостоятельно в соответствии с государственными, типовыми программами дополнительного образования физкультурно – спортивной направленности и спортивной подготовки, утвержденными директором Учреждения. Зачисление в объединения производится круглогодично по заявлению родителей (законных представителей) с предоставлением медицинских справок и всех необходимых документов для зачисления. В группах обучаются дети и подростки в возрасте от 6,5 лет до 18 лет. Обучение проводится на русском языке. Учреждение осуществляет работу в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией школы для каждого вида спорта индивидуально. В летнее время в Учреждении организуются тренировочные сборы, спортивнооздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. Расписание учебно-тренировочных занятий составляется по предоставлению тренеров-преподавателей по волейболу в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха обучающихся, обучения их в общеобразовательных учреждениях, с учетом возрастных особенностей детей и установленных санитарногигиенических норм, и утверждается директором Учреждения. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: - групповые тренировочные занятия (практические и теоретические); - тренировочные сборы; - соревнования; - инструкторская и судейская практика; - тестирование; - восстановительные мероприятия. В каникулярное время возможно проведение двух тренировок в день. Учреждение предоставляет на бесплатной основе образовательные услуги по дополнительным программам спортивной подготовки и дополнительным общеобразовательным программам физкультурно-спортивной направленности в рамках муниципального задания. Форма обучения – очная. Образовательная деятельность и учебно-тренировочный процесс организуются в соответствии с системой многолетней подготовки спортсменов. Условия комплектования, продолжительность обучения, объем учебно-тренировочной нагрузки на всех этапах подготовки по годам представлены в таблице: Этапы подготовки Года обучения Мин/макс кол-во детей в группе Объем уч. нагрузки ак. час./нед. Кол-во учебных недель Кол-во часов в год по программе Спортивнооздоровительный этап весь период обучения 12/25 6 часов 31/38 186/228 1 год 12/25 6 часов 2 год 11/24 6 часов 52 312 3 год 10/24 8 часов 52 416 1 год 6/15 9-10 часов 52 468/520 2 год 6/12 10-12 часов 52 520/624 3-5 год 6/12 12 часов 52 624 Этап начальной подготовки Учебнотренировочный этап 52 312 Образовательный процесс осуществляется Учреждением на основе разрабатываемого и утверждаемого им учебного плана, регламентируется расписанием учебных занятий, годовым календарным планом. Учебный план на 2023-2024 учебный год утверждается директором Учреждения, отражает исходные данные для всех видов учебно-тренировочных занятий, а именно: - специализацию; - уровень подготовки; - продолжительность занятий; - количественный состав обучающихся. Годовой учебный план подготовки юных спортсменов в Учреждении по обучению на программах спортивной подготовки составляет 52 недели: и них 42 недели занятий проходят непосредственно в условиях спортивной школы и 10 недель (каникулы) отводятся для подготовки обучающихся в спортивно-оздоровительном лагере и по индивидуальным планам в период активного отдыха обучающихся. Для обучающихся по общеразвивающим программам годовой учебный план составляет 31 неделю в спортивно-оздоровительных группах 1 года обучения и 38 недель в СОГ-2-7 годов обучения и них 35 недель занятия проходят непосредственно в условиях спортивной школы и 3 недели отводятся для подготовки обучающихся в спортивнооздоровительном лагере в период активного отдыха обучающихся. УЧЕБНЫЙ ПЛАН МБОУ ДО СШ НЕВЬЯНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА на 2023-2024 учебный год Отделение волейбола Программа Общеразвивающая программа Этап обучения Спортивно-оздоровительный этап 1 2 3 Год обучения Количество часов в неделю Количество учебных недель Количество часов в год Количество групп Количество часов по году обучения Количество часов по этапам Итого часов в год по отделению Дополнительная программа спортивной подготовки Учебно-тренировочный этап 1 2 6 6 6 10 10 31 186 38 228 38 228 52 520 52 520 1 186 2 456 2 456 2 1040 1 520 1098 1560 2658 Отделение лыжных гонок Программа Этап обучения Год обучения Количество часов в неделю Количество учебных недель Количество часов в год Количество групп Количество часов по году обучения Количество часов по этапам Итого часов в год по отделению Общеразвивающая программа Спортивнооздоровительный этап 1 2 Дополнительная программа спортивной подготовки Этап начальной Учебноподготовки тренировочный этап 3 2 6 6 8 10 31 186 38 228 52 416 52 520 1 186 2 456 2 832 1 520 642 1352 1994 Отделение легкой атлетики Программа Общеразвивающая программа Спортивнооздоровительный этап Этап обучения Год обучения Количество часов в неделю Количество учебных недель Количество часов в год Количество групп Количество часов по году обучения Количество часов по этапам Итого часов в год по отделению 2 6 Дополнительная программа спортивной подготовки Этап Учебноначальной тренировочный этап подготовки 3 1 2 8 9 12 38 52 52 52 228 416 520 624 2 456 1 416 1 468 1 624 456 1508 1964 Отделение спортивной (греко-римской) борьбы Программа Этап обучения Год обучения Количество часов в неделю Количество учебных недель Дополнительная программа спортивной подготовки Этап начальной подготовки Учебно-тренировочный этап 1 2 1 3 6 6 10 12 52 52 52 52 Количество часов в год Количество групп Количество часов по году обучения Итого часов в год по отделению 312 312 520 624 1 312 1 312 2 1040 1 624 2288 Отделение оздоровительной аэробики Программа Этап обучения Год обучения Количество часов в неделю Количество учебных недель Количество часов в год Количество групп Количество часов по году обучения Итого часов в год по отделению Общеразвивающая программа СОГ 1 3 6 6 31 38 186 228 1 1 186 228 414 Мас-рестлинг Программа Этап обучения Год обучения Количество часов в неделю Количество учебных недель Количество часов в год Количество групп Количество часов по году обучения Итого часов в год по отделению Общеразвивающая программа СОГ 1 6 31 186 1 186 186 Порядок комплектования групп на различных этапах подготовки Группы комплектуются в Учреждении в соответствии с программными контрольнопереводными требованиями, которые включают в себя: - минимальный возраст обучающегося, - стаж занятий в Учреждении, - уровень спортивной подготовки (спортивный разряд), - выполнение контрольно-переводных нормативов по ОФП и СФП, - участие в соревнованиях. В случае невыполнения требований по переводу на следующий год обучения, обучающиеся зачисляются в группы и на этап, требования которых он выполнил. При комплектовании групп допускается объединение спортсменов, имеющих различный стаж занятий на данном уровне (при условии, что разница в уровне спортивной подготовленности не превышает 2-х спортивных разрядов). В данном случае, объем годовой учебно-тренировочной нагрузки устанавливается в соответствии со стажем занятия большинства спортсменов этой группы и утверждается приказом директора. Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности. В основу дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной направленности положены примерные программы для спортивных школ, допущенные Государственным комитетом РФ по ФК и спорту. Содержание дополнительных программ спортивной подготовки определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной СШ в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта. Программы разработаны с учетом основных положений и требований нормативноправовых актов и законодательства в сфере образования, физической культуры и спорта. Каждая программа представляет собой нормативный документ, и включает следующие структурные элементы: - пояснительная записка, - нормативная часть программы, - методическая часть программы, - список литературы. Физкультурно-спортивная направленность образовательной программы Учреждения, ее личная ориентация предполагает разработку программ и планов учебновоспитательной работы. Занятия спортом развивает дух коллективизма, сотрудничества, это одно из средств заглянуть в себя, выявить и проявить черты характера, научиться анализировать и не повторять свои ошибки. Закрепляет в сознании юного спортсмена основы системного подхода к различным явлениям действительности. Развитие интересов и способностей школьников предполагает не только умственное развитие. Цель развития личности человека требует использования многогранности форм, методов и средств воспитания. Занятия спортом формируют здоровое честолюбие, чувство собственного достоинства, способность держать удар, причем не только в спортивном зале, подводят к ощущению духа честной конкуренции, что особенно важно для подрастающего поколения. Образовательно-воспитательный процесс происходит в условиях сотрудничества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности. Он отличается демократичностью общения, что способствует более интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального общения, навыков ориентации в достаточно разнообразном по специфике информационном пространстве (по сравнению с семьей и школой), а также помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений. В содержании программ представлены задачи работы в группах; содержание материала по основным компонентам: технической, тактической, физической, теоретической, интегральной, психологической, морально-волевой подготовке, а также по инструкторской и судейской практике; раскрыто содержание восстановительных мероприятий, нормативные требования - приемные, переводные и выпускные. В программах отражены цели и основные задачи, которые реализуются в ходе их освоения, предполагаются конечный результат и условия работы, раскрываются механизмы достижения результатов по развитию физически сильных личностей; показывается взаимодействие обучающей, развивающей и воспитывающей части программ; закладываются пути сотрудничества тренера и воспитанника. Кроме того, в программы могут быть внесены коррективы с учетом творческих способностей детей. В программах заложены основные принципы, на которых строится обучение в Учреждении. Составляющими качества образования в данной образовательной области являются: - предметно-информационная, а именно – формирование у обучающихся не только знаний и умений по выбранному виду спорта, но и понимания принципов и ценностей здорового образа жизни, знание особенностей и состояния личного здоровья, знание о единстве и особенностях физического, психического, социального и духовного здоровья и путей его сохранения; - деятельно-коммуникативная – владение способами физического развития человека, умения организовать активный отдых средствами физической культуры и спорта; - ценностно-ориентированная – осознание персональной ответственности за свое здоровье, уважение и соблюдение прав других людей на здоровье, здоровый образ жизни. Учебная программа является механизмом для реализации образовательной программы МБОУ ДО СШ Невьянского городского округа, как важнейшей части программы оздоровления детей, укрепления здоровья, создания в детстве и юности надежной основы будущего долголетия и здорового образа жизни, подготовки к профессиональному самоопределению, основанной на единстве обучения и воспитания, развития личной инициативы, гражданской ответственности. Учебно-методический комплекс спортивной школы для тренера-преподавателя составляет: - дополнительные общеразвивающие программы по видам спорта; - дополнительные программы спортивной подготовки по видам спорта; - дидактические материалы и методические рекомендации; - планы (учебно-тематический, рабочий, поурочный и развернутый планы занятий); - учебные пособия по видам спорта, психологии и медицине, педагогике, управлению образовательным процессом; - дневники самоконтроля для воспитанников; - наглядные пособия (планшеты, плакаты, графики, таблицы, диаграммы); - видеокассеты, диски. Воспитательная деятельность на учебно-тренировочном занятии На учебно-тренировочном занятии воспитательным процессом руководит тренерпреподаватель. Функции тренеров-преподавателей и педагогов определяются необходимостью создания условий существования ребенка в учебно- тренировочном процессе для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Педагог, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесса становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса. Воспитание - прежде всего, создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка. Педагог: - формирует мотивацию к обучению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности развития и стимулирования познавательных интересов, через разнообразные формы и методы индивидуальной работы; - создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в учебной группе и учреждении. Работа педагога - целенаправленная, систематичная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностью ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом учреждения, и ситуации в учебной группе, межэтнических, межконфессиональных отношений. При составлении программы воспитания необходимо учитывать возрастные рамки развития и выстраивать поступенчатое восхождение воспитанника к ценностям современной культуры путем постановки задачи-доминанты для каждого возрастного периода. Педагог должен принимать во внимание уровень воспитанности обучающих социальные и материальные условия их жизни, специфику семейные обстоятельств. Педагог гуманизирует отношения между детьми в учебной группе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в учебной группе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психологопедагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. В своей работе педагог постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников. Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа педагога с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Педагог должен привлекать родителей к участию в воспитательном процессе, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка. Педагог может организовывать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность. Дифференцированный подход к обязанностям педагога определяется спецификой учреждения и его воспитательной системы, уровнем воспитанности обучающихся, их возрастными особенностями. Формы работы педагога определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в данной группе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, укомплектованностью учебной группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно - беседы, дискуссии, игры, соревнования, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд и т.д. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующего эмоциональному развитию обучающегося, его интеллекта; формирование навыков критического отношения к информации. Воспитательная работа и психологическая подготовка. Психологическая подготовка играет важную роль в успешном решении задач в системе занятий. Содержание психологической подготовки включает воспитание морально-волевых качеств, необходимых как в условиях напряженной спортивной борьбы, так и в жизненных ситуациях. Эффективность психологической подготовки достигается следующими средствами: - идеологическим воздействием (печать, радио, искусство, беседы, диспуты); - социальными заданиями в области психологии, техники и тактики по видам спорта; - личным примером тренера, убеждением, поощрением, наказанием; - обсуждением в коллективе; - проведением совместных занятий обучающихся разных уровней подготовки. Воспитание юного спортсмена - комплексный процесс, состоящий из трех компонентов: воспитание идейной убежденности и общечеловеческой морали; воспитание волевых качеств; воспитание специальных профессиональных навыков и поведения на соревнованиях. Воспитание юного спортсмена осуществляется в семье, общеобразовательной и спортивной школах. Воспитательная работа тренера начинается с установления товарищеских отношений между занимающимися, создания единого коллектива, налаживания взаимопомощи при выполнении упражнений, совместных обсуждений планов тренировок и анализов выступления в соревнованиях. Важна организация досуга юных спортсменов, посещение крупных всероссийских и международных соревнований, просмотр спортивных фильмов с дальнейшим их обсуждением, встречи с интересными людьми. Теоретические занятия могут посвящаться критическим разборам выступлений на соревнованиях, тренировок, тестирований. Спортивные успехи занимающихся обусловлены достижением намеченного результата или победой над соперником. Процесс тренировки постоянно связан с развитием волевых качеств спортсмена. Развитие воли начинается с отказа от вредных привычек и неорганизованности. Каждый ребенок должен иметь строгий распорядок дня, предусматривающий распределение времени на учебу, отдых, сон, тренировки. Воля спортсмена основана на принципах морали, на стремлении прославить страну, республику, регион, город, свою школу. Чувство долга перед коллективом — это идейная основа, обеспечивающая целеустремленность, волю к победе, настойчивость и упорство спортсмена. Тренер должен постоянно приучать учеников преодолевать встречающиеся трудности, которые всегда присущи тренировке и соревнованиям. Воля к победе - ее воспитание и проявление - неразрывно связана со всеми моральными и волевыми качествами. У юных спортсменов следует воспитывать уверенность в своих силах, смелость, решительность. Выходя на старт соревнования любого масштаба, спортсмены непременно волнуются. Их беспокоят тактика противника, оценка зрителей, выполнение элементов техники, уровень наступающего утомления. Необходима уверенность в своих силах, решительность, чтобы побороть волнение и вести спортивную борьбу за победу, за достижение запланированного результата. Необходимо стимулировать воспитанников на самостоятельные решения сложных задач, возникающих в учебно-тренировочном процессе и соревнованиях. Морально-волевая подготовка во всех группах предусматривает: - воспитание идейной направленности спортсменов, их дисциплинированности; - воспитание волевой подготовленности к преодолению неожиданно возникающих препятствий, развитие умения быстро овладевать собой, принимать единственно правильное решение и реализовывать его в необходимых условиях; - совершенствование интеллектуальных качеств, развитие наблюдательности, глубины и устойчивости мышления, а также творческого воображения, выдержки и самообладания; - совершенствование приемов контрольно-ориентировочной деятельности, идеомоторной подготовки к выполнению упражнения; - обучение приемам саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний; - адаптацию к условиям соревнований. Соревнования способствуют формированию психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности и воспитанию воли. Средства психологической подготовки можно разделить на две основные группы: словесные - лекции, беседы, идеомоторная, аутогенная и психорегулирующая тренировка; комплексные - различные спортивные и психологические упражнения. Методы психологической подготовки делятся на сопряженные, которые включают общие психолого-педагогические методы, методы моделирования и программирования соревновательной и тренировочной деятельности, и специальные методы, включающие стимуляцию деятельности в экстремальных условиях, методы психической регуляции, идеомоторные представления, методы внушения и убеждения. Цель, которую тренер ставит перед спортсменом, должна быть реальной, основанной на знании его возможностей и объективных предпосылок для выполнения запланированного результата. Только при глубокой убежденности в том, что есть все возможности достичь намеченной цели в заданный промежуток времени у юного спортсмена возникает внутренняя готовность бороться за ее достижение. Тренер должен умело поддержать стремление и внутреннюю готовность спортсмена к достижению поставленной цели. Этот процесс предусматривает регулярную информацию тренера о достижениях юного спортсмена, о том, что еще ему надо сделать, чтобы выполнить намеченную программу. Управление реализацией образовательной программы через мониторинг Мониторинг рассматривается в теории социального управления как одно из важных, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы, ее конечным целям. Мониторинг затрагивает цели, информацию, прогнозы, решения, организацию и исполнение педагогической деятельности, коммуникацию и коррекцию. Мониторинг связан с оценкой реализации целей и планов. Он имеет место везде, где фактическое сравнивается с намеченным, и главная задача мониторинга сводится к уменьшению разницы между ними. В процессе образования воплощения основных целей мониторинга находит свое выражение в психолого-педагогических и функциональных результатах, составляющих содержание учебного мониторинга. К психолого- педагогическим результатам относятся новообразования в структуре знаний, учебных навыков, поведения, направленности личности, в системе ее отношений. К функциональным результатам различные способы педагогического воздействия, назначение которых состоит в управлении деятельностью обучающихся. Качественный и количественный метод оценки психолого-педагогических результатов являются нормы, эталоны, которыми задаются условия успешной учебной работы и ее желаемые результаты. Нормы определяются целями деятельности. Система диагностики обученности учащихся включает в себя следующие компоненты: - Предварительное выявление уровня знаний, умений и навыков обучаемых (в начале учебного года для программ, рассчитанных на несколько лет обучения) для определения умений и навыков учащимися важнейших моментов содержания предыдущего года. Предварительная проверка должна сочетаться с компенсационным (реабилитационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках). - Текущая проверка проводится тренером-преподавателем в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень отдельных элементов программы. Методы и формы проведения текущей проверки могут быть различны и зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложности, возраста, условия подготовки обучаемых, уровня и целей обучения, конкретных условий. - Повторная проверка должна быть тематической: параллельно с изучением нового учебного материала учащиеся повторяют изученный. Повторная проверка способствует упрочению полученных знаний, умений и навыков. - Периодическая проверка знаний, умений и навыков обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки - диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами программы, изученными в разных частях курса. Главной функцией периодической проверки является систематизация и обобщение изученного материала. - Итоговая проверка полученных учащимися знаний, умений и навыков проводится в конце года. Так же основное внимание сосредоточено на критериях оценки деятельности тренера-преподавателя. Это: - Стабильность состава учебных групп. - Выполнение учащимися контрольных нормативов. - Качество подготовки спортсменов на всех этапах учебно - тренировочного процесса. - Результаты учащихся на соревнованиях всех рангов. - Подготовка из числа юных спортсменов инструкторов - общественников и судей по спорту и использование их в практической деятельности школьного коллектива физкультуры. - Повышение методического уровня тренеров-преподавателей Учреждения. По итогам контрольных посещений учебно-тренировочных занятий тренеровпреподавателей осуществляется анализ образовательного процесса и составляется графический профиль занятия. На учебно-тренировочных занятиях проверяется: - эффективность методики тренировки; - правильность избранных средств и методов тренировки для решения ее задач; - целесообразность распределения времени по частям занятия и на отдельные виды движений; - характер перехода от одной части занятия к другой; - последовательность решения задач занятия; - показатели хронометража занятия в целом и по частям; - показатели объема и интенсивность основной части занятия; - осуществление контроля за физическим состоянием занимающихся; - решение образовательных, оздоровительных и воспитательных задач на тренировочном занятии; - умение пользоваться приемами страховки и помощи; - использование технических средств обучения и наглядных пособий; - осуществление проверки знаний и умений, согласно требованиям программ. По итогам учебного года администрация Учреждения на основании анализа делает выводы о владении педагогом обще-дидактическими умениями, характере тенденций в качестве образовательного процесса. В дальнейшем данные анализа используются при обобщении опыта работы тренера и при аттестации. Регулярный анализ профессионального уровня тренера способствует развитию общей культуры, влияет на рост его творческой активности, и как считал В.А. Сухомлинский, коренным образом меняет взгляд на свой труд и является важнейшим побудительным средством процесса самовоспитания и самообразования тренерапреподавателя. Диагностика общих и специальных способностей учащихся осуществляется с использованием методики тестирования и оценки показателей физических качеств и двигательных способностей. Контрольные нормативы по ОФП и СФП Контрольно-переводные нормативы принимаются на основе Положения «О контрольном тестировании физических, специально-физических качеств учащихся МБОУ ДО СШ Невьянского городского округа и Правил приема на обучение по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки. Цель контрольного тестирования: измерение и оценка различных показателей по общей физической и специальной подготовке учащихся для оценки эффективности спортивной тренировки и перевода учащихся на следующий этап обучения. Оценка показателей общей физической подготовленности и специальной подготовки проводится в соответствии с Федеральными стандартами спортивной подготовки по избранным видам спорта, а также в соответствии с контрольнопереводными нормативами по видам спорта на основе примерных программ спортивной подготовки для спортивных школ. Контрольно-переводные нормативы принимаются два раза в год: в начале года (сентябрь, октябрь) и в конце года (апрель, май), результаты заносятся в протокол и обсуждаются на тренерском совете. Контрольно-переводные нормативы принимаются тренером - преподавателем совместно с администрацией школы. Учащиеся переводятся на следующий этап обучения при условии выполнения контрольно-переводных нормативов от 60 до 100 % по ОФП и СФП. Перевод обучающихся (в том числе досрочно) в группу следующего года обучения или этапа спортивной подготовки проводится решением тренерского совета на основании выполнения контрольных нормативов общей и специальной физической подготовки. Обучающиеся, успешно сдавшие контрольно-переводные нормативы и принимавшие участие в спортивных соревнованиях по виду спорта, приказом директора школы переводятся на следующий этап обучения. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего этапа обучения, не переводятся на следующий этап обучения и оставляются на повторное обучение. Вопрос о пути продолжения образования для данной категории учащихся рассматривается на тренерском совете, на основании данных контрольно-переводных нормативов учащимися и заявления их родителей (законных представителей). Модель выпускника спортивной школы Модель выпускника МБОУ ДО СШ Невьянского городского округа подразумевает предполагаемый результат совместной деятельности учреждения и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник спортивной школы. Предполагаемая модель выпускника МБОУ ДО СШ: Личность, владеющая знаниями о физической культуре, её роли в формировании здорового образа жизни и сохранении творческого долголетия; Личность, имеющая потребность в здоровом образе жизни и в регулярных занятиях спортом, обладающая высоким уровнем физического развития, интеллектуальной культуры труда, эмоций и чувств; Личность, компетентная в физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельности, в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями; Гармонически развитая, социально ориентированная личность, способная к самореализации. Личность, уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная принять верное решение в ситуации морального выбора и нести ответственность перед собой и обществом; Выпускник Учреждения должен знать: - теоретические основы по физическому воспитанию; - спортивную терминологию; - алгоритм выполнения упражнений; - правила и технические действия по избранному виду спорта; - правила и способы ведения здорового образа жизни; - основы медицинских знаний и способы оказания первой помощи; - правила поведения в социуме. Выпускник Учреждения должен уметь: - организовывать свою деятельность в соответствии с принципами здорового образа жизни; - развивать и совершенствовать общие и специальные физические качества; - правильно выполнять действия в избранном виде спорта. Подготовка: знания, умения, навыки, сформированные согласно избранному виду спорта; знания и навыки судейства по избранному виду спорта. Качества: способность к самосовершенствованию; инициативность; мобильность; коммуникативность; ответственность. Опыт: участие в соревнованиях различного уровня. Прогнозируемый результат: профессиональное самоопределение; поступление в училище олимпийского резерва, в колледжи или ВУЗы на спортивные факультеты. Показатели оценки деятельности педагогического коллектива по реализации образовательной программы МБОУ ДО СШ Невьянского городского округа № ПОКАЗАТЕЛИ ПАРАМЕТРЫ 1. Организация образовательного процесса *Планирование работы (планы воспитательной, спортивно- массовой работы, конспекты занятий, положения). *Качество: - реализации планов (воспитательной, спортивно- массовой работы, конспекты занятий, положения). - организации и проведения мероприятий, проводимых педагогическим коллективом (занятий, соревнований, спортивных праздников). Организация работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников *Наличие и качество оформления документации по ТБ, ПБ, ПДД, ГО и ЧС *Наличие в журнале и качество проведения инструктажа по ТБ, ПБ, ПДД, ГО и ЧС. *Качество: - организации и прохождения УМО воспитанниками; - проведения врачебно – педагогического контроля воспитанников *Организация коррекционной работы (рекомендации, упражнения, и т. д.) *Организация профилактической работы (беседы, восстановительные мероприятия). Качество работы с воспитанниками: по изучению нормативных документов по правам ребёнка (анкетирование, наблюдение, собеседование); нормативной документации, определяющей права ребёнка в МБОУ ДО СШ Невьянского городского округа. *Уровень: - информационно - методического обеспечения образовательного процесса; - методической готовности тренеров – преподавателей. *Участие педагогических работников: Организация работы по реализации прав ребёнка 2. Информационнометодическое обеспечение 3. 4. 5. 6. - в методической работе школы; - в обобщении и распространении передового педагогического опыта *Повышение квалификации: - повышение образования в средних специальных и высших учебных заведениях; - участие в городских методических семинарах, ГПО; - обучение на курсах повышения квалификации; - уровень самообразования. Контрольно - *Наличие и качество аналитических материалов аналитические *Организация и проведение: условия - аттестации воспитанников; - контроля за физическим развитием воспитанников. *Развитие личностных качеств воспитанников. *Выполнение рекомендаций по итогам контроля. Материально*Сохранность спортивного инвентаря и оборудования. технические *Участие в развитии МТБ. условия *Привлечение спонсорских и родительских средств. (на приобретение спортивного инвентаря, спортивного оборудования, участие в соревнованиях и т.д.) Результативность *Сохранность контингента воспитанников. Сохранность здоровья образовательного воспитанников. процесса *Полнота реализации учебных программ, планов. *Уровень развития детского коллектива (наличие традиций). Результат *Динамика развития физических и личностных качеств воспитанников образования (по трём составляющим образованности) *Динамика спортивных достижений воспитанников. Тренерско-преподавательский состав В 2023-2024 учебном году на отделениях планируется работа 12 тренеровпреподавателей. Штатных тренеров-преподавателей 7. Тренеров-преподавателей по внутреннему совмещению 2. Внешний совместитель 3. Инструктор-методист 1. Высшую категорию имеют 2 тренера-преподавателя Первую категорию имеют 4 тренеров преподавателей. Соответствие занимаемой должности 3 человека. Инструктор-методист СЗД.