СОДЕРЖАНИЕ 1. Комплекс основных характеристик программы. 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Содержание общеразвивающей программы. Учебный план. 1.3.1. Теория и методика физической культуры 1.3.2. Физическая подготовка 1.3.3. Избранный вид спорта 1.3.4. Другие виды спорта и подвижные игры 2. Требования техники безопасности 3. Организационно-методические рекомендации 4. Воспитательная работа 5. Система контроля и зачетные требования 5.1. Требования к результатам освоения программы по предметным областям 5.2. Комплексы контрольных упражнений для оценки результатов освоения программы 6. Перечень информационного обеспечения программы 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по легкой атлетике физкультурно-спортивной направленности. Нормативная база. Дополнительная общеразвивающая программа по легкой атлетике составлена с учетом следующих документов: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Концепция развития дополнительного образования детей (утв. 04.09.2014г. №1726-р). Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11). Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей свердловской области, разработанные региональным модельным центром дополнительного образования Свердловской области ГАНОУСО «Дворец молодежи», г. Екатеринбург, 2020 г. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 №70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». Системность работы дополнительного образования сможет обеспечить создание современных условий для творческого развития, духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей в непрерывно изменяющихся условиях внешней среды. Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на укрепление здоровья обучающихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга. На занятиях в секции даются теоретические сведения о правилах активного здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами физической культуры, раскрываются представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной деятельности. Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России десятилетия значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивация здорового образа жизни. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста. Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющейся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой. Имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма на учебно-тренировочных занятиях получают определенные навыки в легкой атлетике. Занятия способствуют укреплению костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме. В процессе занятий легкоатлет достигает гармоничного развития своего тела, красоты и выразительности движений. Программа не предполагает конкурсного отбора. Программа направлена на создание условий для физического образования, воспитания и развития детей, а также на отбор одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в легкой атлетике и подготовки детей к поступлению в СШ на дополнительные программы спортивной подготовки. Практическая значимость программы. Легкая атлетика в настоящее время стала одним из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Богатое и разнообразное двигательное содержание этого вида спорта оказывает благотворное влияние на физическое и психическое развитие подростков. Практическая значимость программы позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта. В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большой учебной нагрузкой и объёмам домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана данная программа дополнительного образования, направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма. Отличительной особенностью программы является формирование комфортной образовательной среды, которая воспитывает у детей и подростков культуру здорового образа жизни. Детская программа базируется на методических рекомендациях, разработанных выдающимися представителями отечественной тренерской школы. Занятия легкой атлетикой, благодаря индивидуальному подходу к особенностям каждого ребенка, позволяют ему ощутить себя в динамике непрерывного физического развития, отражающейся в его спортивных показателях и достижениях и, самое главное, в показателях его физического и психологического здоровья. Программа разноуровневая, имеет два уровня обучения: стартовый, базовый. Стартовый уровень обучения по программе даёт возможность ребёнку определиться с правильностью выбранного вида деятельности. Предусматривает воспитание интереса к спорту и приобщение к легкой атлетике; начальному обучению технике, развитию физических качеств в общем плане, воспитанию умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка). Учащиеся принимаются без вступительных испытаний. Срок реализации – 1 год. Базовый уровень направлен на освоение основ техники и тактики легкой атлетики, воспитание соревновательных качеств, освоение специализированных знаний. Учащиеся, освоившие стартовый уровень программы, принимаются без вступительных испытаний. Учащиеся, не освоившие стартовый уровень программы, или вновь прибывшие учащиеся принимаются по итогам вводного тестирования. Срок реализации – 2 года. Каждый из уровней предполагает универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. В свою очередь, материал программы учитывает особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при освоении программы. Адресат. В СШ на данную программу принимаются дети в возрасте с 6,5 до 15 лет, не имеющие медицинских противопоказаний на основании заявления родителей. Наполняемость группы 15 человек. Занятия проходят три раза в неделю по 2 академических часа. Срок освоения программы: 7 лет 1 год обучения 7-9 лет (стартовый уровень) - 186 часов 2-3 год обучения 10-18 лет (базовый уровень) – 228 часов Форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2); индивидуальная, групповая. Виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, комбинированное занятие, мастеркласс, занятие-игра. Формы учебно-воспитательного процесса: теоретические и практические групповые учебно-тренировочные занятия, восстановительные мероприятия, тестирование, участие в соревнованиях. Формы подведения итогов (результатов): уровень развития физических качеств и технической подготовленности оценивается по результатам участия в индивидуальных соревнованиях. Уровень общей физической подготовленности определяется при сдаче контрольных нормативов по общей физической подготовленности, проводимых в начале и конце учебного года. Критериями успешности обучения служат положительная динамика уровня общей физической подготовленности, определяемая по результатам контрольных нормативов по физической подготовленности и желание продолжить занятия на следующем этапе подготовки. По завершении данной дополнительной общеразвивающей программы для учащихся проявивших физические способности, двигательные умения, необходимые для продолжения обучения проводится индивидуальный отбор для приема на дополнительные программы спортивной подготовки. Обучающиеся имеют право на повторный курс обучения по данной программе. Структура программы состоит из 5 образовательных блоков: - ОФП - СФП - техническая подготовка, - тактическая, теоретическая и психологическая подготовка - участие в соревнованиях. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей физических и технических способностей, умения выполнять правильно и точно. Цель и задачи программы Целью программы является создание условий для развития физических и личностных качеств, овладения способами оздоровления, и укрепления организма обучающимися посредством занятий волейболом. Логика освоения учебных тем определяется задачами (обучающими, развивающими, воспитательными): Обучающие: ознакомить с терминами и теоретическими аспектами легкой атлетики; ознакомить с краткими историческими сведениями о возникновении, и с историей легкой атлетики, первыми соревнованиями по легкой атлетике в России и за рубежом. Развивающие: способствовать развитию физических способностей детей: общей, специальной выносливости, координационных способностей и силовых способностей. способствовать освоению обучающимися технических приемов и действий в легкой атлетике. Воспитательные: повышать у обучающихся интерес к занятиям легкой атлетикой. 1.2. воспитывать у обучающихся устойчивый интерес к здоровому образу жизни. Легкая атлетика — совокупность видов спорта, включающая бег, ходьбу, прыжки и метания. Объединяет следующие дисциплины: беговые виды, спортивную ходьбу, технические виды (прыжки и метания), многоборья, пробеги (бег по шоссе) и кроссы (бег по пересечѐнной местности). Один из основных и наиболее массовых видов спорта. Содержание общеразвивающей программы Учебный план Учебный план программы состоит из предметных областей, отнесенных к группе циклическим видам спорта. 1.3. № п/п года обучения Разделы подготовки 1 1. Общая физическая подготовка 92 2. 3. Специальная физическая подготовка Техническая подготовка 52 26 4. Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка 15 5. Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика 1 Общее количество часов 186 2,3 106 64 35 20 3 228 № месяц содержание Годовой план прохождения программного материала для групп 1-го года обучения сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май Всего: 1. Общая физическая подготовка 8 10 10 11 11 11 11 10 10 92 2. Специальная физическая подготовка 5 7 7 6 3 5 7 7 5 52 3. 4. Техническая подготовка Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка Участие в соревнованиях Итого: 3 2 3 2 3 2 3 2 3 1 3 1 3 1 3 2 2 2 26 15 18 22 22 22 18 20 22 22 1 20 1 186 5. Годовой план прохождения программного материала для групп 2-3 года обучения № месяц содержание 1. Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Техническая подготовка Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка Участие в соревнованиях Итого: 2. 3. 4. 5. сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь Всего: 8 13 11 11 7 13 13 13 7 10 106 6 7 6 6 6 6 6 7 7 7 64 6 4 4 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 4 2 3 1 3 1 35 20 2 26 26 22 22 18 24 24 26 18 1 22 3 228 Содержание учебного плана 1.3.1.Теория и методика физической культуры и спорта Цель и основное содержание данной предметной области Программы определяются необходимостью приобретения спортсменами определенного минимума знаний для понимания сущности спорта, тренировочного процесса и требований для безопасного его осуществления. Рекомендуемый перечень тематических разделов и объемы программного материала по теоретической подготовке спортсменов 1. Физическая культура и спорт в Российской Федерации. 2. Физическая культура - составная часть культуры, одно из важных средств воспитания. Задачи физического воспитания в России: укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие. 3. Повышение роли и значения физической культуры в борьбе за культурный и здоровый отдых и творческое долголетие людей. 4. Единая всероссийская спортивная классификация. 5. Почетные спортивные звания и спортивные разряды, установленные в России. 6. Роль спортивной классификации в стимулировании массовости спорта, роста мастерства спортсменов и совершенствования методов обучения и тренировки. Краткий разбор положения о действующей спортивной классификации и разрядных норм по данному виду спорта. 7. Организационная структура и управление физкультурным движением в России. 8. Краткая характеристика состояния и задачи развития физической культуры и спорта в спортивной школе. 9. Достижения российских спортсменов в борьбе за завоевание передовых позиций в мировом спорте. 10. Краткая характеристика международных связей российских легкоатлетов. Значение выступлений российских легкоатлетов в международных соревнованиях для популяризации достижений российского спорта. 11. Краткий обзор развития легкой атлетики в России. 12. Возникновение легкоатлетического спорта. Легкая атлетика в программе Олимпийских игр Древней Греции и в настоящее время. Участие советских легкоатлетов в соревнованиях на первенство Европы и мира, в Олимпийских играх. Задачи и перспективы дальнейшего развития легкоатлетического спорта в России. 13. Развитие легкой атлетики в мире. Международная легкоатлетическая федерация (ИААФ). 14. Краткие сведения о строении человеческого организма и его функциях. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Мышцы, их строение, функции и взаимодействие, сокращение и расслабление мышц, краткое ознакомление с расположением основных мышечных групп. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц и подвижность суставов. Основные сведения о крови и кровообращении, краткие сведения о сердечно - сосудистой системе человека и ее функциях. Влияние занятий физическими упражнениями на развитие сердечно - сосудистой системы. Дыхание и газообмен. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Воздействие физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий легкой атлетикой. 15. Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения (кишечник, почки, легкие, кожа). 16. Краткие сведения о нервной системе и механизме нервной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями и легкой атлетикой. 17. Спортивная тренировка как процесс совершенствования функций организма. 18. Основные требования к дозировке тренировочной нагрузки в зависимости от возраста, пола и уровня физической подготовленности спортсмена, рациональное сочетание работы и отдыха. Понятие об утомлении и восстановлении энергетических затрат в процессе занятий спортом. 19. Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм, оказание первой медицинской помощи. 20. Общие гигиенические требования к занимающимся легкой атлетикой с учетом специфических особенностей. Общий режим дня, режим труда и отдыха. Гигиена сна, гигиена питания, питьевой режим. Уход за кожей, волосами, гигиена полости рта, ушей, глаз, уход за ногами. Гигиена одежды и обуви. 21. Гигиенические требования к местам занятий легкой атлетикой, инвентарю и спортивной одежде. 22. Использование естественных факторов природы (солнца, воздуха и воды) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной санитарно- гигиенической профилактики. Вред курения и употребления спиртных напитков. Регулирование веса спортсмена. 23. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях легкой атлетикой. 24. Значение, содержание и организация врачебного контроля и совместной работы врачей и тренеров при занятиях. 25. Учет объективных и субъективных показателей спортсмена (вес, динамометрия, спирометрия, пульс, сон, аппетит, работоспособность, общее состояние и самочувствие). Дневник самоконтроля спортсмена. Понятие о спортивной форме и функциональных возможностях организма. 26. Спортивный травматизм и меры его предупреждения при занятиях данным видом спорта. Раны и их разновидности. Ушибы, растяжения, разрывы мышц, связок, мышц и сухожилий. Кровотечения, их виды и способы остановки. Повреждения костей (ушибы, переломы). 27. Действия высокой температуры: ожог, солнечный, «тепловой» удар. Действия низкой температуры: ознобление, обморожение. Доврачебная помощь пострадавшим, способы остановки кровотечений, перевязки, наложение первичной шины, приемы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. 28. Основы спортивного массажа. Общее понятие о спортивном массаже, основные приемы массажа (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание), массаж перед тренировочным занятием и соревнованием, вовремя и после соревнований. 29. Физиологические основы спортивной тренировки. 30. Мышечная деятельность как необходимое условие физического развития нормального функционирования организма, поддержания здоровья и работоспособности. Тренировка как процесс формирования двигательных навыков и расширение функциональных возможностей организма. Основные физиологические положения тренировки легкоатлета и показатели тренированности различных по полу и возрасту групп занимающихся. 31. Особенности функциональной деятельности центральной нервной системы, органов дыхания и кровообращения при выполнении различных физических упражнений. Особенности химических процессов в мышцах, понятие о кислородном долге. Роль и значение центральной нервной системы в процессе занятий и соревнований. Краткие сведения о восстановлении физиологических функций организма после различных по объему и интенсивности тренировочных нагрузок и участия в соревнованиях. Утомление и перетренировка как временное нарушение координации функций организма, снижение работоспособности; особенности возникновения утомления при занятиях и участии в соревнованиях по прыжкам. Методы и средства предупреждения, ликвидации утомления и перетренировки, ускорение процесса восстановления. 1.3.2. Физическая подготовка Одно из основных условий достижения высоких результатов – единство общей и специальной физической подготовки спортсмена, а также их рациональное соотношение. Принцип неразрывности ОФП и СФП: ни одну из них нельзя исключить из содержания тренировки без ущерба для достижения высокого спортивного результата. Взаимообусловленность содержания ОФП и СФП: содержание СФП зависит от тех предпосылок, которые создаются ОФП, а содержание последней приобретает определенные особенности, зависящие от спортивной специализации. Существует необходимость соблюдения оптимального соотношения СФП и ОФП на любом этапе спортивной подготовки. Понятно, что на начальных этапах преобладает ОФП, а в дальнейшем СФП. Тем не менее, считается, что общий объем ОФП на протяжении многих лет спортивных тренировок должен приближаться к 40– 50 %. Общая физическая подготовка (ОФП) ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ: - развитие систем и функций организма занимающихся, - овладение ими разнообразными умениями и навыками, - воспитание у занимающихся способности проявлять быстроту, выносливость, силу и другие физические качества, - создание условий успешной специализации в легкой атлетике. СРЕДСТВА ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ. Средствами общей физической подготовки занимающихся легкой атлетикой являются разнообразные общеразвивающие упражнения. В спортивно-оздоровительных группах должны применяться различные упражнения, воспитывающие гибкость, ловкость, силу, подвижность в суставах (наклоны, сгибания, разгибания, вращения, махи), с отягощениями и без отягощений, на месте и в движении. Индивидуально, с партнером и в группе. Строевые упражнения: общее понятие о строевых упражнениях и командах. Действия в строю на месте и в движении, построения, расчет, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, перемена направления движения, остановки во время движения, движение шагом и бегом. Переходы с бега на шаг, с шага на бег, изменение скорости движения. Ходьба: обычная, спортивная, спиной вперед, на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе, с выпадами, приставным шагом, скрестным шагом. Бег: на короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние дистанции, по пересеченной местности (кросс), с преодолением различных препятствий, по песку, воде, спиной вперед, с высоким подниманием бедра, в равномерном темпе, с ускорениями, с изменением направления движения и т.д. Прыжки: в длину, в высоту, с места и разбега, на одной и двух ногах, со сменой положения ног, с одной ноги на другую, с поворотами, с вращением, через скакалку, через партнера, выпрыгивания на разные высоты и т.д. Метания: теннисного мяча, толкание набивного мяча из различных положений и т.д. Гимнастические упражнения без предметов: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения на гимнастических снарядах: на перекладине, на канате, на гимнастической стенке. Подвижные игры и эстафеты: с элементами бега, прыжков, метания, кувырков, с сохранением равновесия, с предметами, элементами спортивных игр, комбинированные эстафеты, лапта. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол - ознакомление с основными элементами техники и тактики игры, правилами соревнований, двусторонние игры. Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка — процесс развития двигательных способностей и комплексных качеств, отвечающих специфическим требованиям соревновательной деятельности в избранном виде спорта. СФП включает воздействия на те мышечные группы, системы организма и механизмы энергообеспечения, которые определяют успех на конкретной дистанции. Основными средствами СФП являются соревновательные и различные специальные и специально-подготовительные упражнения. Ведущим методическим принципом при проведении СФП является принцип динамического соответствия, который включает следующие требования: - соответствие траектории рабочих и подготовительных движений основному соревновательному движению; - соответствие рабочих усилий, темпа (частоты движений) и ритма; - соответствие временного интервала работы. Беговые упражнения: бег с низкого старта, бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, с выносом вперед прямых ног и т.д.; медленный бег и его разновидности, ускорения на отрезках 20-50 м, задания скоростной направленности, задания скоростно-силовой направленности, задания на выносливость, барьерный бег. Прыжковые упражнения: ходьба и бег с подскоками, силовые и специальные упражнения на маховую ногу, на толчковую; прыжки в длину с разбега, с места, прыжки в высоту с разбега, с места, прыжки в глубину (соскок), многоскоки, прыжки на одной ноге. Силовые упражнения: упражнения для развития силы мышц рук, ног, живота; с отягощениями, с партнерами, с многократным повторением, на тренажерах, с гимнастическими снарядами, с легкоатлетическим снарядами и др. Имитационные упражнения: имитация элементов техники прыжков, бега, метаний, приземлений, отталкиваний, низкого старта. 1.3.3. Избранный вид спорта. Техническая подготовка Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства. Спортивная техника – это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей. Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова, она позволяет развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, экономить расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена, обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений, обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы. Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы: средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. К ним относятся: - беседы, объяснения, рассказ, описание и др.; - показ техники изучаемого движения; - демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей; - использование предметных и других ориентиров; - звуко- и светолидирование; - различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации. Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений. В этом случае применяются: - общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта; - специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта; - методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов; - равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений. Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки. Тактическая подготовка Целенаправленные способы использования технических приемов в соревновательной деятельности для решения соревновательных задач с учетом правил соревнований, положительных и отрицательных характеристик подготовленности, а также условий среды – называют спортивной тактикой. Каждый вид спорта накладывает определенный отпечаток на тактику ведения соревновательной борьбы, поэтому трактовка и определения этого понятия в различных видах спорта могут в определенной мере отличаться друг от друга. В целом, смысл тактики состоит в том, чтобы так использовать приемы соревновательной деятельности, чтобы они позволили спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности (физические, технические, психические) с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника. В основе спортивной тактики должно лежать соответствие тактического плана и поведения спортсмена во время состязания уровню развития его физических и психических качеств, технической подготовленности и теоретических знаний. Помимо выбора способов, технических приемов и действий, она включает рациональное распределение сил в процессе выполнения соревновательных упражнений; применение приемов психологического воздействия на противника и маскировки намерений. Тактика может относиться к соревновательным, стартовым (бой, поединок, схватка, старт и др.) и ситуационным целям. Особенностью тактики является ее индивидуальный, групповой или командный характер, определяемый видом спорта, спортивной дисциплиной и особенностями соревнований. Главное средство обучения тактики - повторное выполнение упражнений по задуманному плану, например, бег с определенным изменением скорости; начало прыжков с установленной высоты; показ лучшего результата в метании в первой попытке; Использование одного из разученных вариантов в ответ на предусмотренную ситуацию; перемена тактической схемы и многое другое. Тактическое мастерство, как известно, тесно связано с развитием физических и волевых качеств, с совершенствованием техники. Порой, прежде чем попытаться осуществить задуманную тактическую комбинацию, необходимо повысить функциональные возможности спортсмена и его техническое мастерство. Психологическая подготовка Психологическая подготовка спортсмена – это система психологического, педагогического, методического и социального воздействия на спортсмена с целью выработки у него необходимого для данного вида спорта психологических качеств и черт личности. Весь комплекс воздействия направлен не только на достижение высокого спортивного результата, но и на формирование личности. Целью психологического сопровождения спортивной деятельности является разносторонняя психологическая подготовка спортсмена, направленная на улучшение спортивного результата, а также оказание психологической поддержки тренерам в решение проблем, связанных с тренировочным процессом. Специфика легкой атлетики, прежде всего, способствует формированию психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности в постановке и реализации целей, принятии решений, воспитании воли. Все используемые средства психологической подготовки подразделяются на две основные группы: - вербальные (словесные) - лекции, беседы, доклады, идеомоторная, аутогенная и психорегулирующая тренировка; - комплексные - всевозможные спортивные и психолого-педагогические упражнения. Методы психологической подготовки делятся на сопряженные и специальные. Сопряженные методы включают общие психолого-педагогические методы, методы моделирования и программирования соревновательной и тренировочной деятельности. Специальными методами психологической подготовки являются: стимуляция деятельности в экстремальных условиях, методы психической регуляции, идеомоторных представлений, методы внушения и убеждения. На этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации важнейшей задачей общей психологической подготовки является формирование спортивного интереса, перспективной цели, дисциплины, самооценки, образного мышления, непроизвольного внимания, психосенсорных процессов. В спорте огромную роль играет мотивация спортсмена на достижение определенного результата на соревнованиях и в процессе подготовки. Мотивы человека определяют цель и содержание его деятельности, интенсивность его усилий для достижения цели, влияют на его поведение. Основу мотивации человека к достижениям составляют привычные мотивы, сложившиеся в процессе его жизни. Поэтому развитие у спортсменов мотивов к высоким спортивным достижениям следует рассматривать как одну из важнейших сторон тренировочной работы, направленную на формирование спортивного характера. Цель, которую тренер ставит перед спортсменом, должна быть реальной, основанной на знании его возможностей и объективных предпосылок для достижения запланированного результата. Только при глубокой убежденности спортсмена в том, что у него есть все возможности достичь намеченной цели в заданный промежуток времени, при осознании ее важности у юного спортсмена возникает внутренняя готовность бороться за ее достижение. Тренер должен умело поддерживать стремление и внутреннюю готовность спортсмена к достижению поставленной цели. Этот процесс обязательно предусматривает регулярную информацию тренера о достижениях юного спортсмена, о том, что еще ему осталось сделать, чтобы выполнить намеченную программу. В тренировочной деятельности и в соревновательной, спортсмену приходится преодолевать трудности, которые, в отличие от объективных, обусловлены индивидуально-психологическими особенностями его личности. Они возникают в сознании спортсмена в виде соответствующих мыслей, чувств, переживаний и психологических состояний в связи с необходимостью действовать в определенных условиях, и не могут быть поняты в отрыве от них. В зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена субъективные трудности в одних и тех же условиях проявляются по-разному: от малозаметных сомнений в своих силах и незначительных волнений до почти эффектных состояний, сопровождающихся ослаблением, а иногда и потерей сознательного контроля за своими действиями. Это оказывает самое неблагоприятное влияние на моторные функции организма. Для воспитания способности преодолевать объективные трудности, связанные с утомлением и сопутствующим ему тяжелым функциональным состоянием, необходимо на тренировках моделировать эти состояния. Для этого нужно включать в тренировку отдельные дополнительные задания при ярко выраженной усталости. Наиболее благоприятные возможности для практического овладения приемами, помогающими преодолевать развивающееся утомление усилиями воли, дает участие в соревнованиях. Готовность к преодолению неожиданных трудностей вырабатывается с помощью анализа возможных причин их возникновения. Иногда в процессе подготовки к соревнованиям следует специально создавать сложные ситуации, которые вынуждали бы спортсмена проявлять все волевые качества. Если же трудности, встречающиеся на соревнованиях, невозможно смоделировать на тренировке (болевые ощущения, поломка инвентаря, потертости и др.), то спортсмен должен иметь о них четкое представление и знать, как действовать при их появлении. Борьба с субъективными трудностями предполагает целенаправленные воздействия на укрепление у юных легкоатлетов уверенности в своих силах, которая формируется на основе знания своих физических и функциональных возможностей, сильных и слабых сторон подготовленности. Для правильной оценки своих возможностей необходим систематический анализ результатов проделанной работы, спортивных достижений, условий, обеспечивающих достижение соответствующего успеха и причин, которые привели к неудаче. Выполнение сложных тренировочных заданий и освоение трудных упражнений вызывает у спортсмена положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения, дает уверенность в своих силах. Поэтому важно, чтобы спортсмены, сомневающиеся в своих силах, заканчивали определенный этап тренировки с выраженными положительными показателями. Восстановительные мероприятия и медицинское обследование Тренировка и восстановление - единый взаимосвязанный процесс. Повышение тренированности и работоспособности возможно при восполнении энергетических затрат при восстановлении. Восстановительные мероприятия необходимо планировать не только после тренировок и соревнований, но и в процессе их проведения. Существуют три группы восстановительных мероприятий: медико- биологические, психологические, педагогические. Медико-биологическая система восстановления включает: - оценку состояния здоровья; рациональное питание с использованием витаминов и продуктов повышенной биологической ценности; - физиотерапевтические средства: различные виды массажа, сауну. Психологические средства восстановления: - аутогенная тренировка; - комфортные условия быта и отдыха; Педагогические средства восстановления: - вариативность тренировочных нагрузок и интервалов отдыха, оптимизация тренировочного процесса; - восстановительные тренировочные нагрузки низкой интенсивности; - специальные разгрузочные периоды. Большое значение для восстановления энергии, роста и развития организма имеет рациональное питание. Рациональным называют такое питание, при котором суточная калорийность пищи соответствует суточному расходу энергии и качеству по содержанию веществ, необходимых для построения тканей, органов и нормального течения физиологических процессов. Основными задачами медико-биологического контроля являются: - определение состояния здоровья и уровня функционального состояния здоровья юных спортсменов для занятий; - систематические наблюдения за изменениями в состоянии физической и функциональной подготовленности, происходящими под влиянием регулярных занятий и определение индивидуальных норм нагрузок. Контроль за состоянием здоровья спортсменов осуществляется врачом школы и специалистами врачебно-физкультурного диспансера. Главная особенность врачебного обследования юных спортсменов – комплексный подход, направленный на изучение целостной деятельности организма, обуславливающей его приспособляемость к физическому напряжению. При этом методы исследования подбираются с таким расчетом, чтобы как можно полнее охарактеризовать все системы организма и выявить уровень функциональных возможностей. Существуют следующие виды медицинского обследования: углубленное, этапное, текущее и оперативное. Углубленное медицинское обследование спортсмены проходят два раза в год (в начале и конце учебного года). К занятиям допускаются спортсмены, отнесенные к основной медицинской группе. Заключение по результатам углубленного обследования содержит оценку состояния здоровья и физического развития; биологический возраст и соответствие паспортному; уровень функционального состояния рекомендации по лечебно- профилактическим и восстановительным мероприятиям и режиму. Этапное медицинское обследование проводится в сроки основных периодов годичного тренировочного цикла. Кроме обследования в лабораторных условиях исследования ведутся в процессе тренировки. При этом ставятся задачи – оценить состояние здоровья, изучить динамику тренированности и переносимость тренировочных нагрузок. Текущий контроль проводится по заранее намеченному плану либо после того как спортсмен приступил к тренировкам после перенесенного заболевания, либо по заявке тренера. Его цель – выявить, как переносит спортсмен максимальные тренировочные нагрузки (одно тренировочное занятие, недельный цикл и т.д.). Методы исследования зависят от возможности медицинских работников и наличия аппаратуры. Минимальный комплекс включает измерение частоты сердечных сокращений, артериального давления, электрокардиограмму, проверку адаптации к дополнительной нагрузке. Результаты текущего контроля осуществляются простыми методами для охвата наибольшего количества занимающихся. В этом случае врач: 1) проводит на занятиях наблюдения за внешним видом учащихся, который дает представление о степени утомления; 2) проводит хронометраж занятий; 3) изучает физиологическую кривую тренировки; 4) при необходимости проводит индивидуальные наблюдения за отдельными спортсменами, используя при этом легкодоступные методы исследования. Врач и тренер анализируют тренировочные нагрузки и находят оптимальную их дозировку в соответствии с состоянием организма спортсмена. Контроль за состоянием здоровья и переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок позволяет своевременно принимать необходимые профилактические меры. Следует отметить необходимость сознательного участия в самоконтроле самого спортсмена, в связи с этим необходимо ознакомить занимающихся с описанием признаков утомления и оценкой самочувствия. 1.3.4. Другие виды спорта и подвижные игры Бег — один из распространенных и доступнейших видов физических упражнений — служит прекрасным средством развития быстроты, силы и других важных качеств. Вовлекая в работу многие мышечные группы, бег вызывает усиление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и всего организма в целом, представляет возможность, варьируя различными дистанциями, добиваться более высоких уровней быстроты и выносливости. Бег с места, ускорения с ходу по травянистым склонам вниз, вверх или траверсами и по песчаному грунту. Бесконечное разнообразие беговых упражнений делает бег одним из основных средств ОФП. Прыжки и подскоки совершенствуют координацию движений, функции вестибулярного аппарата, улучшают ориентировку в пространстве. Гимнастика успешно развивает координацию движений, силу, ловкость и быстроту. Упражнения на кольцах и перекладине требуют смелости и решительности. Прыжки через различные гимнастические снаряды позволяют в короткое время полета прочувствовать положение отдельных частей тела в безопорном положении. Батут и акробатика — отличные разновидности гимнастики для горнолыжника, развивающие координацию, вестибулярный аппарат, устойчивость, силу. Развитие общей выносливости Для развития общей выносливости (дыхательных возможностей) спортсмены занимаются бегом. На первых этапах тренировки совершенствование общей выносливости достигается постепенным втягиванием организма во все больший объем работы, выражающийся в удлинении дистанции бега при сохранении равномерного темпа. Дальнейшее развитие этого качества обеспечивается постепенным переходом к более интенсивной работе при сокращении ее продолжительности. В начале тренировки длительность такой работы может составлять 20-25 мин. Постепенно ее увеличивают и доводят до 45-60 мин. Спортивные игры — разнообразные и быстрые действия в условиях постоянно меняющейся обстановки — развивают быстроту, ловкость, выносливость и тактическое мышление. Они эмоциональны, вызывают интерес у занимающихся, дают возможность мобилизовать усилия занимающихся без особого волевого напряжения, разнообразно и интересно проводить тренировки. В играх присутствует элемент соревнования, стремление к победе, что, бесспорно, ценно и необходимо любому спортсмену. Баскетбол пользуется заслуженной популярностью у всех спортсменов. Он развивает быстроту реакции на действия партнеров и полет мяча, вырабатывает выносливость. Волейбол — наиболее доступная, интересная и простая игра, которую можно рекомендовать для активного отдыха. Футбол дает большую физическую нагрузку в процессе самых разнообразных действий. Доступность и высокая эмоциональность этой игры не нуждаются в рекомендациях. Однако высокий травматизм, особенно в холодные осенние месяцы, ограничивает его использование как средства ОФП. Занятия по спортивным и подвижным играм направлены на развитие быстроты, ловкости, общей и скоростной выносливости, пространственной ориентировки; на формирование навыков в коллективных действиях, воспитание настойчивости, решительности, инициативы и находчивости; поддержание умственной и физической работоспособности; снятие эмоционального напряжения напряженной учебно-боевой деятельности. Занятия по спортивным и подвижным играм организуются зимой в спортивном зале, летом - на открытом воздухе. 2. Требования техники безопасности Во избежание травматизма при проведении занятий особое внимание уделяется подготовке места проведения занятий и организма обучаемых к выполнению технических действий, требующих высокой координации их исполнения, и дисциплине в группе занимающихся. Вся ответственность за безопасность занимающихся на учебно-тренировочном занятии возлагается на преподавателей, непосредственно проводящих занятия с группой. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К занятиям на спортивной площадке допускаются: учащиеся ДЮСШ, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний для занятий физкультурой; прошедшие инструктаж по технике безопасности; ознакомленные с правилами безопасности при использовании всех видов спортивного оборудования площадки; одетые в спортивную одежду и обувь, имеющие подогнанное спортивное снаряжение, соответствующие виду спортивных упражнений и погодным условиям. При проведении занятий на спортивной площадке учащиеся обязаны соблюдать правила поведения для учащихся. График занятий на спортивной площадке определяется погодными условиями и календарным планированием, утвержденным директором школы. Опасными факторами при занятиях на спортивной площадке являются: физические (спортивные снаряды, оборудование, приспособления и инвентарь; покрытие спортивных площадок; посторонние предметы на площадке и в песке прыжковой ямы; статические и динамические перегрузки; метательные снаряды; скользкие поверхности; экстремальные погодные условия); химические (пыль). Учащиеся должны знать, у кого находится аптечка для оказания первой медицинской помощи, и уметь оказывать первую доврачебную помощь. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить лицу, проводящему занятия. Учащимся запрещается без разрешения лица, проводящего занятия, выполнять физические упражнения. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей Инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с Положением о поощрениях и взысканиях для учащихся. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ Изучить содержание настоящей Инструкции. Надеть спортивную одежду и обувь, соответствующую виду занятий и погодным условиям. Обувь должна быть на нескользкой подошве. Убедиться в отсутствии посторонних предметов на спортивной площадке. Запрещается приступать к занятиям: непосредственно после приема пищи; после больших физических нагрузок; при незаживших травмах и общем недомогании. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ Во время занятий учащийся обязан: соблюдать настоящую инструкцию; неукоснительно выполнять все указания и команды лица, проводящего занятия; начинать и заканчивать занятия строго по команде лица, проводящего занятия; при групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке; во избежание столкновений исключить резкую остановку; перед выполнением упражнений по метанию убедиться в отсутствии людей в секторе метания; использовать спортивное оборудование и инвентарь только с разрешения и под руководством лица, проводящего занятия; избегать столкновений с другими учащимися и спортивным оборудованием; перед выполнением упражнений убедиться в отсутствии людей и животных в опасной зоне; выполнять требования техники безопасности при выполнении конкретных физических упражнений. Учащимся запрещается: пользоваться неисправным спортивным оборудованием и снарядами; выполнять упражнения без необходимой страховки; выполнять упражнения на гимнастических снарядах с влажными ладонями; стоять справа от метающего, находиться в зоне броска, ходить за снарядами для метания без разрешения лица, проводящего занятия; подавать снаряд для метания друг другу броском; производить метание без разрешения лица, проводящего занятия; выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, приземляться при прыжках на руки; самостоятельно осуществлять переход к другому виду физических упражнений; выполнять метание снарядов с влажными ладонями; покидать спортивную площадку без разрешения лица, проводящего занятия; выполнять любые действия без разрешения лица, проводящего занятия; использовать спортивное оборудование и инвентарь не по прямому назначению; производить самостоятельно разборку, сборку и ремонт спортивных снарядов и оборудования. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ При возникновении во время занятий болей в суставах, мышцах, появлении покраснения кожи и (или) потертостей руках или ногах, а также при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом лицу, проводящему занятия, и действовать в соответствии с его указаниями. При обнаружении признаков обморожения или солнечных ожогов во время занятий сообщить об этом лицу, проводящему занятия и действовать в соответствии с его указаниями. При возникновении чрезвычайной ситуации (обнаружении неисправности спортивных снарядов и (или) приспособлений, появлении посторонних запахов, задымлении, и т.п.) немедленно сообщить об этом лицу, проводящему занятия и действовать в соответствии с его указаниями. При получении травмы сообщить об этом лицу, проводящему занятия. При необходимости и возможности помочь лицу, проводящему занятия, или медработнику оказать пострадавшему первую помощь. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ Сдать полученный инвентарь лицу, проводящему занятия. С разрешения лица, проводящего занятия, пройти в раздевалку. Принять душ, переодеться, просушить волосы под феном. При обнаружении неисправности спортивного оборудования; наличии на площадке посторонних предметов проинформировать об этом лицо, проводящее занятия. 3. Организационно-методические рекомендации Формами организации учебно – тренировочной работы являются: - групповые занятия - теоретические занятия - участие в соревнованиях; - работа по индивидуальным планам. Методы организации занимающихся: Фронтальный метод Поточный метод Метод групповых занятий Круговой метод Метод индивидуальных заданий Методы развития физических качеств: 1.Метод развития силы и скоростно – силовых качеств первая группа – силовые упражнения, выполняемые с большими отягощениями Инвентарь штанги, гири, гантели, канат, гимнастическая стенка, жгуты, тренажёры, набивные мячи. вторая группа – скоростно–силовые упражнения, выполняемые с малыми отягощениями, но с возможно большей скоростью движений. Инвентарь – лёгкая штанга, гантели, канат, гимнастическая стенка, жгуты, тренажёры, набивные мячи. третья группа – прыжковые упражнения с различной степенью отягощения, а также упражнения, применяемые в условиях, затрудняющих их выполнение. Инвентарь – тумбы, беговая дорожка, тренажёры, жгуты, резинки, маты, прыжковая яма. четвёртая группа – прыжковые упражнения, выполняемы без отягощения. Инвентарь – прыжковая яма, маты, барьеры. пятая группа – специальные упражнения и упражнения, в которых специализируется спортсмен. Инвентарь - гири, гантели, канат, гимнастическая стенка, жгуты, тренажёры, набивные мячи, тумбы, беговая дорожка, тренажёры, резинки, маты, прыжковая яма, барьеры. 2.Метод развития быстроты и повышения скорости движения выполнение упражнения в затруднённых условиях, стимулирующих последующую мышечную деятельность спортсмена, выполняемую в нормальных условиях выполнение упражнения в облегчённых условиях с более высокой скоростью и в быстром темпе. выполнение упражнения в обычной обстановке при несколько изменяющихся условиях. Инвентарь – беговая дорожка, барьеры, жгуты, «тачка». 3. Методы развития выносливости равномерный – прохождение дистанции в кроссе; равномерно – ускоренный - прохождение дистанции в кроссе, преимущественно с равномерной скоростью, с ускорением бега в конце; смешанный – чередование бега с пониженной скоростью со спортивной ходьбой; фартлек – непрерывное чередование разнообразной тренировочной работы на местности: бег различной интенсивности, специальные упражнения, ходьба; переменный – непрерывное чередование бега со средней и повышенной скоростью с активным отдыхом; повторный – повторное пробегание одинаковых или разных по длине отрезков дистанции с повышенной скоростью с активным отдыхом; переменно – повторный – переменный бег с повышенной скоростью сериями с достаточными интервалами отдыха; интервальный – пробегание отдельных частей дистанции с равномерной скоростью через определённые, строго планируемые, интервалом отдыха, при неуклонном их сокращении; темповый – повторное прохождение основных отрезков дистанции с заданной скоростью; контрольный – прохождение ¾ основной дистанции с соревновательной скоростью или скоростью, несколько превышающей соревновательную; соревновательный - прохождение дистанции с целью достичь высокого спортивного результата. Инвентарь – беговая дорожка 4. Методы развития ловкости, координации двустороннего освоения упражнений выполнения действий в новой обстановке новые двигательные ситуации Инвентарь – мячи, барьеры, тренажёры, гимнастические стенки, маты, обручи, гимнастические палки. 5. Методы развития гибкости - развитие эластических свойств мышечно – связочного аппарата Инвентарь – барьеры, маты, жгуты, гимнастические стенки. 6. Методы овладения спортивной техникой 1. Метод слова – беседы, лекции, объяснения, образные объяснения. 2. Метод показа – демонстрация в целом, по деталям, в целом. 3. Метод непосредственной помощи тренера – преподавателя – обучение исходным положениям, позам, элементам техники. Форма подведения итогов: протоколы соревнований контрольно – переводные нормативы тесты освоение объёмов тренировочных нагрузок отсутствие медицинских противопоказаний для занятий систематическое посещение учебно – тренировочных занятий. 4. Воспитательная работа Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренерпреподаватель имеет для нее то же время, которое отведено на тренировочные занятия. Воспитательная работа в школе тактически связана с общеобразовательной школой и с семьями обучающихся. Тренер должен постоянно следить, чтобы учебно-тренировочный процесс способствовал формированию сознательного, творческого отношения к труду, высокой организованности и требовательности к себе, чувства ответственности за порученное дело. Эффективное использование средств воспитания, правильное применение воспитательно-методических мер зависят от многих условий. Важнейшее субъективное условие - это знание воспитательной ситуации и существующих в данном случае компонентов воздействия, а также педагогическое мастерство. Отсюда ясно, что педагогические и особенно теоретико-воспитательные знания и умения педагога составляют необходимую основу его эффективной воспитательной работы. Изолированное методическое мышление без понимания всего процесса образования и воспитания личности спортсмена ведет к узкому практицизму. Правильный выбор и успешное применение методов воспитания в спорте зависят: - от знаний и умений воспитателя, от его педагогических способностей и методических навыков, от отношения к спортсменам; - от основных идеологических убеждений, возраста, опыта, характера, темперамента и положения в коллективе; - от спортивного коллектива, общественного мнения в нем, развития критики и самокритики, традиций и коллективных форм поведения. При систематизации многообразных методов воспитания необходимо исходить из двух основных моментов воспитательного процесса. Во-первых, в процессе воспитания формируются убеждения и установки личности, которые в значительной мере влияют на поступки, действия. Они формируются на базе знаний и опыта и в то же время становятся мотивами действий, принципами деятельности, правилами поведения и основой для суждений и оценок. Во-вторых, в процессе воспитания многие формы и черты поведения повторяются так часто, что становятся привычками личности. Из упроченных таким путем форм поведения постепенно складываются качества личности. С учетом этого методы воспитания можно сгруппировать в систему методов убеждения и методов приучения. Методическая работа воспитателя ориентируется на то, чтобы оптимально объединить в монолитном процессе воспитания обе группы методов и обеспечить им совместную оптимальную действенность. Это достигается через: - сообщение спортсменам и усвоение ими важных для воспитания знаний; - развитие положительных черт поведения и исправление отрицательных. Используя методы убеждения и приучения, необходимо соблюдать определенные условия. Предъявляя требования и осуществляя контроль в процессе воспитания, необходимо соблюдать следующие правила: - требование должно предъявляться на основе взаимного уважения; - требование должно быть ясным и недвусмысленным; - требование должно соответствовать уровню развития спортсмена и коллектива; - требование должно быть предметным и понятным спортсменам и коллективу, поэтому требования нужно объяснять; - требование в косвенной форме может быть действенным, если оно проводится через коллектив; - контроль должен не только регистрировать, но и вносить изменения в аспекте поставленной цели; его не следует превращать в выискивание ошибок; - контроль не должен ограничиваться лишь внешней картиной поведения, он призван вскрывать причины; - контроль должен побуждать спортсмена к самоконтролю, становясь неотъемлемой составной частью самовоспитания. Суждения, преследуя цель фиксировать положительные и отрицательные особенности развития спортсмена и коллектива, служат как бы опорными пунктами для необходимых изменений воспитательных ситуаций. В суждении всегда присутствует оценка. Поведение спортсмена сопоставляется с воспитательной целью и подвергается оценке. Таким образом, суждение и оценка неразрывно связаны между собой. Управление процессом воспитания не должно останавливаться на стадии суждения. Нужно постоянно давать оценку моральных качеств поведения спортсмена. Это является необходимой составной частью педагогических действий. Педагогические правила этических суждений и оценки: - судить и оценивать в процессе воспитания необходимо, ориентируясь на цель воспитания, - это решающий критерий; - суждение и оценка должны охватывать отдельные воспитательные явления в их взаимосвязи; - нельзя делать опрометчивых и легкомысленных суждений и оценок; их необходимо строить на достоверных результатах контроля; - суждение и оценки должны быть понятны спортсменам и коллективу, должны получить их признание; - спортсменов следует воспитывать так, чтобы они приучались сами судить о своем поведении и давать ему оценку. Поощрение и порицание строятся на этических суждениях и оценках. Если в поощрении выражается признание уже достигнутых успехов, то наказание должно оттеснить или исключить отрицательные явления и тенденции развития. Поощрение и наказание, таким образом, решают в конечном счете одну и ту же задачу - способствовать полноценному развитию личности спортсмена. В воспитательной работе еще нередко преобладают порицания. Вместе с тем следует помнить, что выполнение поставленных требований может рассматриваться как нечто само собой разумеющееся, но может быть, и награждено похвалой. Каждый факт даже простого одобрения по поводу выполненных требований вызывает у спортсменов положительный отклик. Они чувствуют себя «утвержденными» в своей установке и в поведении, это стимулирует их к дальнейшим устремлениям и действиям в том же направлении. Особенно стимулирует похвала в присутствии всего коллектива. Она побуждает к действиям и остальных членов коллектива. Однако поспешная или неоправданная похвала недопустима. Она воспринимается спортсменами, помимо всего прочего, как неумение тренера правильно оценивать воспитательную ситуацию. Педагогические правила использования поощрений и наказаний: - поощрение и порицание необходимо применять соразмерно поступкам и так, чтобы был обеспечен прогресс в развитии спортсмена; - не следует скупиться на поощрения, когда спортсмен хорошо выполняет предъявленные требования, но и нельзя злоупотреблять похвалой, применять се без нужды и меры; - для того чтобы эффективно поощрять, необходимо уметь правильно оценивать внутреннюю позицию спортсмена и коллектива; - признание должно быть всегда заслуженным, соответствующим фактам; - поощрение оправдано во многих воспитательных ситуациях, поэтому воспитатель должен уметь им пользоваться разносторонне и гибко; - поощрение отдельного спортсмена должно быть понято и поддержано коллективом; - наказанный спортсмен или коллектив должен ясно понимать причину порицания; - санкции должны устранять возникший конфликт и не вызывать возникновения новых (конкретный вид санкций при этом не так уж важен, гораздо большее значение имеет то, чтобы спортсмен усмотрел их правильность, и чтобы у коллектива было такое же суждение); - санкции должны привести спортсмена к самокритичной оценке своей установки и поведения; - санкции должны соответствовать уровню развития личности. Методы убеждения нацелены на изменения в сознании. В результате использования данных методов спортсмен должен действовать, руководствуясь знанием и благоразумием. Он должен быть убежден в необходимости и правильности своих установок и форм поведения в свете общественных требований. Отсюда ясно, что в этой группе воспитательных методов доминирующее место принадлежит сообщению и усвоению важного в воспитательном отношении образовательного материала. В единстве с развитием способностей и навыков, а также с накоплением социального опыта спортсмен приобретает такие познания, которые образуют основу стойких общественных убеждений и установок. В спорте используют различные методические формы убеждения. Одна из них беседа со спортсменом. Беседы следует тщательно планировать и проводить целенаправленно. Их содержание определяется проблемами воспитания и намерениями воспитателя. Беседы апеллируют, прежде всего, к сознанию и морали воспитуемого. Они должны содействовать активизации его сознания, чувств, воли и поведения. Ведущий беседу должен принимать во внимание: - соответствие содержания беседы воспитательной задаче; - характер беседы в конкретной воспитательной ситуации (внезапно возникшая в связи с воспитательным конфликтом или заблаговременно запланированная беседа), состав и количество участников беседы; - тему беседы (ограничение рамок беседы заданной темой или обсуждение более широкого круга вопросов); - активное участие спортсмена в беседе. Тесно связана с беседой дискуссия в коллективе, которая может служить эффективной методической формой развития убеждений спортсменов. Дискуссия дает широкие возможности организации воспитательного влияния коллектива, проверки (путем столкновения мнений) индивидуальных точек зрения, коррекции и упрочения их. Воспитатель, направляя дискуссию, руководя ею, должен как можно больше вовлекать в нее самих спортсменов. Методы приучения не следует противопоставлять методам убеждения. Они многопланово связаны между собой. Ошибкой будет стремиться изолированно, развивать привычки, которые не имели бы отношения к сознанию спортсмена. С другой стороны, решая проблемы поведения, не обязательно каждый раз обращаться к сознанию. Все мы стремимся к тому, чтобы необходимость соблюдать основные правила человеческого общежития стала привычкой каждого члена общества. Поэтому в центре методов приучения находится соблюдение заданных норм и правил, выражающих социально обязательные требования. Они весьма многообразны, но наиболее концентрированно проявляются в сознательной дисциплине и подчиненном интересам коллектива поведении. Так, например, требование тренера в процессе тренировки не может быть предметом обсуждения, спора. Нормой поведения спортсмена является выполнение этого требования с внутренней готовностью и полным напряжением сил. Свои мнения и предложения о лучшем решении тренировочных задач спортсмен может сообщить до или после тренировки. В этом случае его творческий вклад уместен. То же надо сказать и о коллективе. Нормы коллектива предполагают, что каждый член коллектива будет укреплять его престиж, уважать других членов коллектива, помогать каждому и корректно вести себя. Тренер не должен постоянно объяснять и обосновывать то, что должно стать привычкой, воспринимаемой и признаваемой как необходимость и общее благо. Следующий метод - поручения. Тренер может дать спортсмену срочные и долговременные задания, которые относятся как к процессу тренировки, так и к не тренировочной деятельности. Но поручения всегда должны быть такими, чтобы результат выполнения поддавался проверке. Спортсмен обязательно должен отчитаться, как и в какой мере, он выполнил поручение. В ходе воспитания каждый спортсмен должен приучиться выполнять поручения своих педагогов и коллектива как нечто само собой разумеющееся. Успешность применения методов убеждения и приучения наряду с уже охарактеризованными условиями решающим образом зависит от влияния личного примера тренера, степени выраженности его убеждений, моральных качеств, психических свойств и привычек. Целеустремленное руководство педагогическим процессом нельзя осуществлять изолированными отдельными мероприятиями. Подлинный успех дает лишь единство действий тренера и спортсменов, единство воспитания и самовоспитания. При этом воздействие личного примера, индивидуальности тренера необходимо рассматривать как органический элемент всей совокупности педагогических условий. Сила личного примера тренера определяется тем, насколько последовательно он демонстрирует верность принципам и нормам морали, нравственную чистоту и действенность воли. Спортсмен должен быть убежден, что тренер справедлив, предъявляет высокие требования к самому себе и всегда стремится к совершенствованию собственных познаний, моральных качеств, опыта и профессионального мастерства. Весьма важные черты личности и поведения тренера - скромность и простота, требовательность и чуткость, уравновешенность и жизнеутверждающий оптимизм. Важное место в воспитательной работе с юными спортсменами должно отводиться соревнованиям. Наблюдая за выступлениями, поведением спортсмена, тренер может сделать вывод, насколько прочно сформировались у него морально- волевые качества. Тренеру следует постоянно помнить, что комплексный подход к воспитанию юного спортсмена предполагает изучение, учет и использование всех факторов воздействия на личность не только в спорте, но и в быту. Поэтому, разрабатывая план воспитательной работы, тренер должен предусмотреть особенности бытового поведения учащихся, их учебной и общественной деятельности, факторы влияния на их поведение и убеждения, чтобы уметь максимально использовать, координировать, а в некоторых случаях и нейтрализовать это влияние. Большое значение в воспитательной работе и формировании патриотизма обучающихся имеет знание российской символики, Гимна России, которым открываются все мероприятия, проводимые школой. Проводятся тематические и праздничные вечера: новогодние и рождественские праздники, Масленица, подведение спортивных итогов года и встречи выпускников, выпускные вечера, интересно проходят Дни именинника. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, сотрудниками правоохранительных органов. В подготовке и проведении этих традиционных мероприятий ребята принимают активное участие вместе с тренерами-преподавателями и административными работниками школы. 5. Система контроля и зачетные требования Цель контроля – в соответствии с Программой обеспечить оптимальность воздействий тренировочных и соревновательных нагрузок на организм занимающихся при планомерном повышении уровня их специальной подготовленности по годам. Задача спортивного контроля – на основе объективных данных о состоянии спортсмена обосновать и осуществить реализацию закономерного хода подготовки и в случае его нарушения внести необходимую коррекцию тренировочного процесса. Основными нормативами в подготовке лиц, занимающихся легкой атлетикой на этапах многолетнего тренировочного процесса являются: - общая посещаемость тренировок; - уровень и динамика спортивных результатов; - участие в соревнованиях; - теоретические знания адаптивного и паралимпийского спорта, спортивной тренировки, гигиены, здоровья человека, антидопингового образования. На каждом этапе многолетней спортивной подготовки осуществляется научнометодическое сопровождение, предусматривающее оценку динамики функционального состояния с учетом успешности социализации ребенка, его возрастных особенностей. Нормативные характеристики и основные показатели выполнения программных требований: - стабильность состава обучающихся, посещаемость ими тренировочных занятий; - положительная динамика индивидуальных показателей развития физических качеств обучающихся; - уровень освоения основ гигиены и самоконтроля. 5.1. Требования к результатам освоения программы по предметным областям Результатами освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: в области теории и методики физической культуры и спорта: - история развития избранного вида спорта; - место и роль физической культуры и спорта в современном обществе; - основы спортивной подготовки и тренировочного процесса; - необходимые сведения о строении и функциях организма человека; - гигиенические знания, умения и навыки; - режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни; - основы спортивного питания; - требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке; - требования техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. в области общей и специальной физической подготовки: - освоение комплексов физических упражнений; - развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий легкой атлетикой; - укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию, воспитанию личностных качеств и нравственных чувств (коллективизм, взаимопомощь). в области избранного вида спорта: - овладение основами техники и тактики в легкой атлетике; - приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях; - повышение уровня функциональной подготовленности; - освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок; - выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов, и званий по легкой атлетике. в области других видов спорта и подвижных игр: - умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для всех в подвижных играх правилами; - умение развивать профессионально необходимые физические качества в легкой атлетике средствами других видов спорта и подвижных игр; - умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений; - навыки сохранения собственной физической формы. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ оценка Юноши Девушки Контрольные Периоды обучения Периоды обучения упражнения 7-8 лет 9-11 12-14 15-17 7-8 9-11 12-14 15-17 лет лет лет лет лет лет лет бег 30 м. 5 6,7 6,5 ----7,0 6,9 -------4 6,9 6,6 7,1 7,0 3 7,0 6,7 7,2 7,1 2 7,2 6,8 7,3 7,2 5 ------9,6 9,4 -----10,7 10,5 бег 60 м. 4 9,8 9,6 10,8 10,6 3 10,0 9,8 10,9 10,7 2 10,2 10,0 11,0 10,8 прыжок в длину с 5 130 150 170 190 125 145 160 180 места 4 126 146 165 185 121 141 155 175 3 123 142 160 180 118 137 150 170 2 120 140 155 175 115 135 145 165 тройной прыжок 5 400 450 520 640 380 430 500 620 4 390 440 510 630 370 420 490 610 3 380 430 500 620 360 410 480 600 2 370 420 490 610 350 400 470 590 бег 300 м. 5 1,16 1,12 ----1,21 1,17 ----4 1,19 1,15 1,24 1,20 3 1,22 1,18 1,27 1,23 2 1,25 1,21 1,30 1,27 5 --------1,44 1,40 ------2,02 1,58 бег 500 м. 4 1,46 1,42 2,04 2,00 3 1,48 1,44 2,06 2,02 2 1,50 1,46 2,08 2,04 *Минимальный балл для аттестации и перевода на следующий период обучения : 12 5.2.Прогнозируемые результаты Ожидается, что с внедрением данной Программы будет наблюдаться: повышение сохранности контингента учащихся; возрастание популярности занятий спортом и легкой атлетикой, в частности; улучшение показателей здоровья учащихся; динамика прироста индивидуальных показателей выполнения нормативных требований, по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в: - количественных показателях физического развития, физической и технической подготовки; - постепенное повышение спортивных результатов и выполнение спортивных разрядов. 6. Условия реализации программы 1) Материально-техническое оснащение занятий Спортивные базы для проведения занятий: - Спортивный зал - Стадион - Тренажёрный зал Естественные площадки (лес, парк…) 2) Спортивный инвентарь: - палочки эстафетные; - стартовые колодки; - барьеры; - скакалки; - маты; - футбольные, баскетбольные и теннисные мячи; - рулетка; - секундомер; - флажки; - конусы 3) Кадровое обеспечение Тренеры-преподаватели, имеющие профильное среднее или высшее образование в области физической культуры и спорта, либо получающие образование по профилю, либо прошедшие курсы повышения квалификации по спортивной направленности. 5. Перечень информационного обеспечения программы 1. Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития // Теория и практика физической культуры. -1977. 2. Зеличенок В.Б., Никитушкип В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: Критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2000. - 240 с. 3. Ивочкин В.В. Нормативные требования и планирование многолетней подготовки юных бегунов на средние дистанции. - М.:ВНИИФК, 2003. - С.86-89. 4. Королев Г.И. Да здравствует ходьба! Энциклопедия ходьбы человека. - М.: Мир атлетов, 2003. - 417 с. 5. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.- М.: Советский спорт, 2003. 6. Майфат С.П., Малафеева С.Н. Контроль за физической подготовленностью в юношеском возрасте. - Екатеринбург, 2003. - 131 с. 7. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки.- М.: Физкультура и спорт, 1977. - 271 с. 8. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов. – М.: Физическая культура, 2010. – 240с. 9. Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник. – М.: Физическая культура, 2010. – 208с. 10. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношества. - М.: 1999. 11. Типовой план-проспект учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР // Сборник официальных документов и материалов. - 2001. -№ 5. - С. 27-42. 12. Травин Ю.Г. Организация и методика занятий легкой атлетикой с детьми, подростками, юношами и девушками. - М., 1995.-91 с. 13. Физиология спорта / Под ред. Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костил. – Киев. Олимпийская литература, 2001 14. Ширковец Е.А., Шустин Б.Н. общие принципы тренировки скоростно-силовых качеств в циклических видах спорта // Вестник спортивной науки. – М.: Советский спорт, № 1, 2003 15. http://www.minsport.gov.ru/ - Министерство спорта Российской Федерации 16. http://www.olympic.ru/ - Олимпийский Комитет России 17. http://www.olympic.org/ - Международный Олимпийский Комитет 18. http://www.iaaf.org/ - Международная ассоциация легкоатлетических федераций 19. http://www.european-athletics.org/ - Европейская легкоатлетическая ассоциация 20. http://www.rusathletics.com/ - Всероссийская федерация легкой атлетики