ДОП по лыжным гонкам

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1. 1. Пояснительная записка
Лыжные гонки - циклический зимний вид спорта, в котором
соревнуются по времени прохождения дистанции по специально
подготовленной снежной трассе с использованием беговых лыж и лыжных
палок. Лыжные гонки входят в программу Зимних Олимпийских игр с 1924
года.
Одним
из
спортивных
видов
физических
упражнений,
характеризующихся естественностью и доступностью двигательной
деятельности для детей, является ходьба на лыжах. Ходьба на лыжах
оказывает положительное влияние на физическое развитие и закалку
организма ребенка. Она способствует энергичному обмену веществ в
организме, усиливает функциональную деятельность внутренних органов,
развивает
мышечную
чувствительность,
способствует
развитию
пространственных ориентировок и координации движений.
Специфика
организации
обучения
по
дополнительной
общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности
лыжные гонки заключается в том, что программа предусматривает
последовательность изучения и освоения материала по технической,
тактической, специальной физической и теоретической подготовке на
спортивно-оздоровительном этапе.
Дополнительная общеразвивающая программа по лыжным гонкам
разработана в соответствии с законами, нормативно-правовыми актами:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утв. 4.09.2014г. №1726-р);

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
(протокол от 30.11.2016 №11);

Приказом Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему

персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
свердловской области, разработанные региональным модельным центром
дополнительного образования Свердловской области ГАНОУСО «Дворец
молодежи», г. Екатеринбург, 2020г.;

Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 №70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области»;
 Уставом Учреждения;
 Типовой программой по лыжным гонкам.
 Образовательной программой и учебным планом МБОУ ДО СШ на
2024-2025 учебный год.
Актуальность
дополнительной
общеразвивающей
программы
физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам выражается в
следующем. На занятиях лыжами дети освобождаются от ряда лишних
движений, тело становится более ловким, сами движения становятся более
экономичными, улучшается координации, совершенствуется функция
равновесия и т.д. Обучение детей ходьбе на лыжах оказывает положительные
эффекты на формирование свода стопы, на формирование осанки, гибкости.
При систематических занятиях двигательные возможности ребенка
значительно развиваются.
Весь процесс подготовки в лыжных гонках
представляет собой сложную систему, объединяющую основные составные
части – обучение, воспитание и тренировку. В ходе обучения юные лыжники
должны овладеть всем многообразием техники способов передвижения на
лыжах, изучить тактику лыжных гонок и овладеть ею, приобрести
необходимые теоретические знания и практические навыки в области спорта,
гигиены и самоконтроля.
Отличительной особенностью программы является формирование
комфортной образовательной среды, которая воспитывает у детей и
подростков культуру здорового образа жизни.
Детская программа базируется на методических рекомендациях,
разработанных выдающимися представителями отечественной тренерской
школы. Занятия лыжными гонками, благодаря индивидуальному подходу к
особенностям каждого ребенка, позволяют ему ощутить себя в динамике
непрерывного физического развития, отражающейся в его спортивных
показателях и достижениях и, самое главное, в показателях его физического
и психологического здоровья.
Адресат. В Учреждение на данную программу принимаются дети в
возрасте с 6,5 до 11 лет, не имеющие медицинских противопоказаний на
основании заявления родителей.

Сроки реализации программы.
Особенности структуры программы заключаются в том, что каждый
учебный год представлен как цикл, имеющий учебно-тематический план,
содержание курса и планируемые результаты.
Срок реализации программы 3 года.
Занятия проходят три раза в неделю по 1 академическому часу (3 часа в
неделю).
Объем учебной нагрузки в первый год составляет – 93 часа, во второй
год обучения - 114 часов, в третий год – 114 часов.
Уровень программы – базовый. Содержание программы нацелено на
содействие гармоничному физическому развитию личности, расширяет
представления детей о виде спорта лыжные гонки, знакомит с историей, с
именами выдающихся спортсменов в данном виде спорта.
Программа раскрывает весь комплекс воспитания, обучения,
тренировки, предусматривает определённые требования для обучающихся в
соответствии с этапом подготовки и предусматривает:
• проведение теоретических и практических занятий;
• обязательное выполнение учебно-тренировочного плана;
• сдачу контрольно-переводных нормативов;
• регулярное участие в соревнованиях.
Первый год обучения. Основной на этом этапе является физкультурнооздоровительная и воспитательная работа, направленная на укрепление
здоровья, на разностороннюю физическую подготовленность, освоение
жизненно важных двигательных навыков и качеств, технико-тактической
подготовки, воспитание соревновательных качеств.
Второй
и третий год обучения направлен на получение
дополнительных теоретических знаний в области физической культуры и
спорта в России, развития лыжных гонок в России и за рубежом, изучение
основы техники безопасности и профилактике травматизма при проведении
занятий по лыжным гонкам, основы гигиенических знаний и навыков
(закаливание, режим и питание спортсмена); умений выполнять упражнения
по общей и специальной физической подготовке, технической подготовке,
основ проведения соревнований по лыжным гонкам, организаторских
навыков и умений действовать в коллективе.
Содержание
программы
учитывает
особенности
подготовки
обучающихся по лыжным гонкам, в том числе:
- большой объем разносторонней физической подготовки в общем
объеме тренировочного процесса;
- постепенное увеличение интенсивности тренировочного процесса и
постепенное достижение высоких общих объемов тренировочных нагрузок;

- повышение специальной выносливости и скоростно-силовой
подготовленности
за
счет
широкого
использования
различных
тренировочных средств;
- результаты освоения программы в области теории и методики
физической культуры и спорта, в области общей и специальной физической
подготовки, в области избранного вида спорта, в области других видов
спорта и подвижных игр;
- индивидуальное сопровождение детей.
Занятия по теоретической подготовке проходят как часть
комплексного занятия и как самостоятельное занятие. На теоретических
занятиях применяются наглядные пособия, видеофрагменты соревнований и
тренировок, фотографии, макеты, проводятся просмотры и разбор
тренировочных занятий, команд более высоких по классу.
В процессе практической работы (технической) подготовки
используется комплекс средств и методов спортивной тренировки:
- общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть
разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для
роста технического мастерства в избранном виде спорта;
- специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они
направлены на овладение техникой своего вида спорта;
- методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на
овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники
целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз,
элементов;
- равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой,
соревновательный и другие методы, способствующие главным образом
совершенствованию и стабилизации техники движений;
- методы выполнения упражнений для развития физических качеств:
повторный,
переменный,
интервальный,
равномерный,
темповый,
контрольный и «до отказа», с максимальной интенсивностью, с ускорением,
круговой, игровой, соревновательный.
Систематическое участие в соревнованиях – важнейшее условие
непрерывного роста и совершенствования технической и тактической
подготовленности лыжников.
Учебно-тренировочное занятие – основная форма организации и
проведения занятий с применением индивидуальной, групповой, командной
тренировкой.
Занятия по спортивным и подвижным играм организуются зимой в
спортивном зале, в теплое время года – на открытом воздухе.

Способы отслеживания и контроля результатов:
- контрольное тестирование по ОФП и СФП;
- тестовые вопросы;
- контрольные соревнования.
1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель программы - развитие, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся и формирование у них здорового образа жизни, повышение
уровня
общей
физической
подготовки
обучающихся
через
совершенствование избранного вида спорта.
Задачи:
Обучающие:
• обучение учащихся основам физической культуры через занятия
лыжными гонками;
• приобретение разносторонней физической подготовленности;
• овладение основами техники и тактики и умение применять их;
• обучение учащихся навыкам самостоятельной познавательной и
практической деятельности для повышения физической работоспособности.
Развивающие:
• развитие основных физических качеств, двигательных умений и
навыков;
• развитие интереса учащихся к физической культуре и спорту;
• развитие игрового мышления;
• развитие стремления к совершенствованию как способа достижения
наивысших результатов через участие в соревнованиях;
• развитие коммуникативных навыков.
• формирование мотивации на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
• воспитание трудолюбия;
• воспитание морально – волевых качеств;
• воспитание инициативности, активной жизненной позиции.

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
1.3.1. Для спортивно- оздоровительного этапа -1 год (дети 6,5-8 лет)
№
п\п
1
2

3
4
5

Название темы
Теоретическая
подготовка
Общая
физическая
подготовка

Количество часов
Всего Теория Практика
3
3
0
52

0

52

Специальная физическая
подготовка
Техническая подготовка

11

0

11

20

0

20

Контрольные,
переводные испытания

4

0

4

3
93

0
3

3
90

6
Участие в соревнованиях
Общее количество часов

Форма аттестации/
контроля
Беседа по определению
уровня знаний
Контрольное
тестирование по ОФП;
медицинский контроль
Контрольное
тестирование по СФП
Контрольное
тестирование
Итоговое занятие,
педагогическое
наблюдение

Содержание учебной программы для 1 года обучения
Теоретическая подготовка
1. Вводное занятие. Краткие исторические сведения о
возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России.
Порядок и содержание работы отделения лыжных гонок. Теория и
методика физической культуры и спорта. Возникновение, развитие и
распространение лыж. Виды лыжного спорта.
2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и улице.
Поведение на улице во время движения к месту занятия. Выбор места
для проведения занятий. Дисциплина. Техника безопасности учебнотренировочных занятиях.
3. Лыжный инвентарь, одежда и обувь.
Выбор лыж. Выбор лыжных палок. Разновидности лыж и палок.
Индивидуальный выбор лыжного снаряжения. Уход за лыжным инвентарем.
Обувь, одежда и снаряжение для лыжных гонок. Особенности одежды
лыжника при различных погодных условиях.
4.Гигиена, закаливание.
Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и
обуви лыжника. Значение и способы закаливания.
5. Краткая характеристика техники лыжных ходов.
Понятие о технике лыжного спорта. Классификация способов
передвижения на лыжах. Структура скользящего шага. Отталкивание.
Техника ходов, спусков, подъемов, торможений, поворотов на месте и в
движении.
Общая физическая подготовка.

- Строевые упражнения и команды для управления группой: понятия
«шеренга», «колонна», «строй», команды «Стройся!», «Равняйсь!»,
«Смирно!», «Вольно!», «На первый и второй рассчитайсь!», «На право!»,
«Налево!», «Отставить!»; построение в круг, шеренгу, две шеренги, в
колонну, две и три колонны.
- Общеразвивающие упражнения без предмета: наклоны, повороты, круговые
движения головой; сгибания-разгибания, круговые движения, подниманиеопускание руками; сгибание-разгибание пальцев, круговые движения в
запястьях; наклоны, повороты, круговые движения туловищем; приседания;
выпады вперед и в сторону; махи ногами с малой и средней амплитудой;
подъемы на носки.
- Упражнения с предметами (мячом) - поднимание, опускание, наклоны,
повороты, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, над головой,
за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (стоя, сидя, лёжа) и в
движении.
- Упражнения для рук - движения руками в различных плоскостях и
направлениях в различном темпе. В различных положениях (стоя, сидя, лежа)
одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых,
локтевых и запястных суставах (сгибание и разгибание, отведение и
приведение, маховые и круговые движения). В упоре лежа сгибание рук,
отталкивание и др. Упражнения с эспандером и эластичной резиной.
- Упражнения для туловища- в различных стойках наклоны вперед, в
стороны, назад. Круговые движения туловищем. В положении лежа лицом
вниз прогибание с различными положениями и движениями руками и
ногами. Из положения лежа на спине опускание прямых ног, поднимание
туловища, не отрывая ног от пола.
- Упражнения для ног -из основной стойки - различные движения прямой и
согнутой ногой, приседания на двух и одной ноге. Маховые движения,
выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями,
поднимание на носки. Различные прыжки и многоскоки на месте и в
движении на одной и двух ногах. Прыжки через гимнастическую скамейку на
месте и с продвижением вперед в равномерном и переменном темпе.
- Другие виды спорта и подвижные игры:
 легкая атлетика - бег на короткие дистанции;
 спортивные игры - волейбол, футбол, настольный теннис;
 салки.
Специальная физическая подготовка
- Имитационные упражнения для овладения техникой лыжных ходов,
назначение кроссовой подготовки.
- Подготовительные упражнения для начинающего лыжника, передвижение
на лыжах по равнинной и пересеченной местности.
- Упражнения для развития быстроты, гибкости, координации, силы,
выносливости.

- Упражнения, направленные на увеличение аэробной производительности
организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжникагонщика.
- Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для
развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.
Техническая подготовка (на лыжах и лыжероллерах).
- Способы передвижения на лыжах.
- Повороты. Подъемы. Спуски. Практика.
- Освоение способов передвижения на лыжах скользящим и
ступающим шагом.
- Обучение поворотам на месте и в движении;
- Обучение спускам в «высокой, средней, низкой» стойке; обучение
подъемам «елочкой, полуѐлочкой», беговым шагом.
- Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом»,
соскальзыванием, падением.
Контрольные, переводные испытания - проводятся два раза в год с целью
определения уровня общей и специальной физической подготовки.
Участие в соревнованиях. При подготовке юных спортсменов
предусматривается проведение внутригрупповых соревнований по лыжным
гонкам в зимний период и кроссовый бег в весенне-летний период.
1.3.2. Для спортивно - оздоровительного этапа -2 год (дети 9-10 лет)
№
п\п
1
2

3
4
5

Название темы
Теоретическая
подготовка
Общая
физическая
подготовка

Количество часов
Всего Теория Практика
7
7
0
60

0

60

Специальная физическая
подготовка
Техническая подготовка

22

0

22

20

0

20

Контрольные,
переводные испытания

2

0

2

3
114

0
7

3
107

6
Участие в соревнованиях
Общее количество часов

Форма аттестации/
контроля
Беседа по определению
уровня знаний
Контрольное
тестирование по ОФП;
медицинский контроль
Контрольное
тестирование по СФП
Контрольное
тестирование
Итоговое занятие,
педагогическое
наблюдение

Содержание учебной программы для 2 года
Теоретическая подготовка
1. Вводное занятие. Виды лыжного спорта. Международные
соревнования по лыжному спорту. Лыжный спорт за рубежом.
Вводное занятие. Порядок и содержание работы отделения лыжных
гонок. Виды лыжного спорта (лыжные гонки, эстафеты, биатлон и др).
Краткие исторические сведения об олимпийских играх. Российские лыжники
на Олимпийских играх. Международные соревнования.

2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и улице.
Поведение на улице во время движения к месту занятия. Правила
обращения с лыжами и лыжными палками на учебно-тренировочных
занятиях
3. Лыжные мази.
Значение лыжных мазей. Виды. Особенности использования.
Подготовка инвентаря к тренировкам, соревнованиям в зависимости от
погодных условий.
4. Режим дня и отдыха, питание
Составление рационального режима дня с учетом тренировочных
нагрузок. Недопустимость употребления алкоголя, курения при занятиях
лыжным спортом. Значение питания как фактора сохранения и укрепления
здоровья. Понятие об утомлении. Важность сна. Дневник самоконтроля.
5. Характеристика техники лыжных ходов.
Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивания ногами,
руками при передвижении попеременным двухшажным и одновременными
ходами. Отличительные особенности конькового и классического способов
передвижения на лыжах.
Общая физическая подготовка.
- Упражнения для развития силы мышц рук, ног, туловища и шеи:
выполняются на месте, стоя, сидя, лежа и в движении индивидуально или с
партнером, как с предметом, так и без предмета (гантели, набивные мячи,
скакалка)
- Упражнения для развития быстроты: подвижные и спортивные игры,
эстафеты, гимнастические прыжки, легкоатлетические виды: бег на короткие
дистанции (старты, ускорения и рывки), прыжки с разбега в длину и высоту,
различные метания, спринтерская тренировка на велосипеде.
- Упражнения для развития ловкости: упражнения с мячами, скакалками,
спортивные игры и сложные эстафеты, тройной прыжок, метания.
- Строевые упражнения и команды для управления группой: понятия
«шеренга», «колонна», «строй», команды «Стройся!», «Равняйсь!»,
«Смирно!», «Вольно!», «На первый и второй рассчитайсь!», «На право!»,
«Налево!», «Отставить!»; построение в круг, шеренгу, две шеренги, в
колонну, две и три колонны.
- Общеразвивающие упражнения без предмета: наклоны, повороты, круговые
движения головой; сгибания-разгибания, круговые движения, подниманиеопускание руками; сгибание-разгибание пальцев, круговые движения в
запястьях; наклоны, повороты, круговые движения туловищем; приседания;
выпады вперед и в сторону; махи ногами с малой и средней амплитудой;
подъемы на носки.
- Упражнения с предметами (мячом)-поднимание, опускание, наклоны,
повороты, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, над головой,
за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (стоя, сидя, лёжа) и в
движении.
- Другие виды спорта и подвижные игры:

 легкая атлетика - бег на средние дистанции;
 спортивные игры - волейбол, футбол, настольный теннис;
 велосипедный спорт.
Специальная физическая подготовка.
- Имитационные упражнения для овладения техникой лыжных ходов,
назначение кроссовой подготовки.
- Подготовительные упражнения для начинающего лыжника, передвижение
на лыжах по равнинной и пересеченной местности.
- Упражнения для развития быстроты, гибкости, координации, силы,
выносливости.
- Упражнения, направленные на увеличение аэробной производительности
организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжникагонщика.
- Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для
развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.
Техническая подготовка (на лыжах и лыжероллерах).
- Совершенствование основных элементов техники классических лыжных
ходов в облегченных условиях передвижения на лыжах.
- Повороты. Подъемы. Спуски. Практика.
- Освоение способов передвижения на лыжах скользящим и ступающим
шагом.
- Обучение поворотам на месте и в движении;
- Обучение спускам в «высокой, средней, низкой» стойке;
- Обучение подъемам «елочкой, полуѐлочкой», беговым шагом.
Обучение
торможению
«плугом»,
«упором»,
«поворотом»,
соскальзыванием, падением.
Контрольные, переводные испытания - проводятся два раза в год с целью
определения уровня общей и специальной физической подготовки.
Участие в соревнованиях.
При подготовке юных спортсменов предусматривается проведение
городских соревнований по лыжным гонкам в зимний период и кроссовый
бег в весенне-летний период.
1.3.3. Для спортивно - оздоровительного этапа - 3 год (дети 11-12 лет)
№
п\п
1
2

3
4
5

Название темы
Теоретическая
подготовка
Общая
физическая
подготовка

Количество часов
Всего Теория Практика
10
10
0
60

0

60

Специальная физическая
подготовка
Техническая подготовка

22

0

22

16

0

16

Контрольные,
переводные испытания

2

0

2

Форма аттестации/
контроля
Беседа по определению
уровня знаний
Контрольное
тестирование по ОФП;
медицинский контроль
Контрольное
тестирование по СФП
Контрольное
тестирование
Итоговое занятие,
педагогическое

наблюдение
6
Участие в соревнованиях
Общее количество часов

4
114

0
10

4
104

Содержание учебной программы для 3 года
Теоретическая подготовка.
1. Вводное занятие. История спортивной школы, достижения и
традиции. Городские и региональные соревнования по лыжным гонкам
Вводное занятие. Порядок и содержание работы отделения лыжных
гонок. История спортивной школы, достижения и традиции. Городские и
региональные соревнования по лыжным гонкам. Планирование
тренировочного процесса.
2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и улице.
Первая медицинская помощь.
Поведение на улице во время движения к месту занятия. Понятие о
травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травмы и их
профилактика. Оказание первой медицинской помощи (до приезда врача).
Раны и их разновидности. Спортивный массаж.
3. Морально-волевая подготовка.
Моральные качества спортсменов: добросовестное отношение к труду,
смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, умение
преодолевать трудности, чувство ответственности перед коллективом,
взаимопомощь, организованность.
4.Медицинский контроль.
Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии
физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечнососудистую
системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на
тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии
самоконтроля, подсчет пульса.
5. Основные техники лыжных ходов. Судейство.
Фазовый состав и структура движений конькового и классических
ходов (углубленное изучение элементов движения по динамическим и
кинематическим характеристикам). Индивидуальный анализ техники
лыжников. Судейство в лыжных гонках.
Общая физическая подготовка.
- Упражнения для выносливости - ходьба, бег, плавание, велосипедный
спорт.
- Упражнения на расслабления - стоя в полунаклон вперед, приподнимая и
опуская плечи, полностью расслабляя руки, свободно ими покачивая и
встряхивая. Лежа на спине, полностью расслабить мышцы ног, встряхивание
их. Стоя на одной ноге, делать свободные маховые движения другой ногой,
полностью расслабив ее.
- Упражнения для развития силы мышц рук, ног, туловища и шеи:
выполняются на месте, стоя, сидя, лежа и в движении индивидуально или с

партнером, как с предметом, так и без предмета (гантели, набивные мячи,
скакалка)
- Упражнения для развития быстроты: подвижные и спортивные игры,
эстафеты, гимнастические прыжки, легкоатлетические виды: бег на короткие
дистанции (старты, ускорения и рывки), прыжки с разбега и длинуи высоту и
различные метания, спринтерская тренировка на велосипеде.
- Упражнения для развития ловкости: упражнения с мячами, скакалками,
спортивные игры и сложные эстафеты, тройной прыжок, метания.
- Строевые упражнения и команды для управления группой: понятия
«шеренга», «колонна», «строй», команды «Стройся!», «Равняйсь!»,
«Смирно!», «Вольно!», «На первый и второй рассчитайсь!», «На право!»,
«Налево!», «Отставить!»; построение в круг, шеренгу, две шеренги, в
колонну, две и три колонны.
- Общеразвивающие упражнения без предмета: наклоны, повороты, круговые
движения головой; сгибания-разгибания, круговые движения, подниманиеопускание руками; сгибание-разгибание пальцев, круговые движения в
запястьях; наклоны, повороты, круговые движения туловищем; приседания;
выпады вперед и в сторону; махи ногами с малой и средней амплитудой;
подъемы на носки.
- Упражнения с предметами (мячом)-поднимание, опускание, наклоны,
повороты, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, над головой,
за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (стоя, сидя, лёжа) и в
движении.
- Другие виды спорта и подвижные игры:
 легкая атлетика - бег на длинные дистанции;
 гимнастика - подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук
в упоре лежа, поднимание туловища из положения лежа;
 спортивные игры - волейбол, футбол, настольный теннис;
 велосипедный спорт.
Специальная физическая подготовка.
- Имитационные упражнения для овладения техникой лыжных ходов,
назначение кроссовой подготовки.
- Подготовительные упражнения для начинающего лыжника, передвижение
на лыжах по равнинной и пересеченной местности.
- Упражнения для развития быстроты, гибкости, координации, силы,
выносливости.
-Упражнения, направленные на увеличение аэробной производительности
организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжникагонщика.
- Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для
развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.
Техническая подготовка (на лыжах и лыжероллерах).
- Совершенствование основных элементов техники классических лыжных
ходов в облегченных условиях передвижения на лыжах.
- Повороты. Подъемы. Спуски. Практика.

- Освоение способов передвижения на лыжах скользящим и ступающим
шагом.
- Обучение поворотам на месте и в движении;
- Обучение спускам в «высокой, средней, низкой» стойке;
- Обучение подъемам «елочкой, полуѐлочкой», беговым шагом.
Обучение
торможению
«плугом»,
«упором»,
«поворотом»,
соскальзыванием, падением.
Контрольные, переводные испытания - проводятся два раза в год с целью
определения уровня общей и специальной физической подготовки.
Участие в соревнованиях.
При подготовке юных спортсменов предусматривается проведение
городских и региональных соревнований по лыжным гонкам в зимний
период и кроссовый бег в весенне-летний период
1.4. Планируемый результат
Основные показатели выполнения программных требований на
спортивно-оздоровительном этапе: стабильность состава обучающихся,
посещаемость ими тренировочных занятий; динамика индивидуальных
показателей развития физических качеств обучающихся; уровень освоения
основ гигиены и самоконтроля.
Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом
образовательном блоке. В планирование содержания включены итоговые
контрольные задания, которые проводятся в конце изучения каждого
тематического блока.
Предполагает освоение содержания базового уровня учебных
достижений. Требования к этому уровню определяются в соответствии с
образовательной программой курса.
По окончании срока реализации программы результаты:
Предметные - формирование навыков работы в области физической
культуры, применения приемов и методов работы по программе, воспитание
основ культуры труда, приобретение опыта физической и проектной
деятельности.
- знать краткие исторические
сведения о возникновении лыжных
гонок, о соревнованиях по лыжным гонкам в России и за рубежом;
- понимать и применять судейские термины и теоретические аспекты
лыжных гонок.
Личностные - развитие социально и личностно значимых качеств,
индивидуально-личностных
позиций,
ценностных
ориентиров,
межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной
деятельности.

- регулярно посещать занятия, проявляя интерес к занятиям лыжными
гонками.
- проявлять устойчивый интерес к здоровому образу жизни.
Метапредметные - результатом изучения программы является освоение
обучающимися универсальных способов деятельности, применимых как в
рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
- увеличить показатели мониторинга физических способностей детей: общей,
специальной выносливости, координационных способностей и силовых
способностей.

Планируемый результат:
1-й год
1. Получение базовых знаний в области гигиены и медицины.
2. Укрепление здоровья.
3. Основы техники передвижения на лыжах: скольжение, отталкивание.
4. Воспитание
дисциплинированности,
аккуратности
и
ответственности.
2-й год
1. Прирост показателей по общей физической подготовке.
2. Воспитание
дисциплинированности,
аккуратности
и
ответственности.
3. Совершенствование техники и тактики лыжных ходов.
3-й год
1. Приобщение к регулярным занятиям физической культурой и
спортом.
2. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Выявление талантливых детей и подростков для последующего
совершенствования их спортивного мастерства.
4. Сдача нормативов для получения юношеских разрядов.
5. Воспитание дисциплинированности, аккуратности и
ответственности.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы:
Методическое, материально-техническое обеспечение программы
Методические принципы:
1. Направленность на максимально возможные достижения (реализуется
при использовании наиболее эффективных средств и методов
тренировочного процесса, поэтапном усложнении тренировочного процесса
и соревновательной деятельности, оптимизации бытового режима
обучающихся, применении оптимальной системы питания, отдыха и
восстановления).
2. Программно-целевой подход к организации учебно-тренировочного
процесса (выражается в прогнозировании спортивного результата и его
составляющих, моделировании основных сторон соревновательной
деятельности, уровня подготовленности (физической, технической,
тактической, психической, теоретической), структуры тренировочного и
соревновательного процесса в различных циклах, составлении конкретных
программ подготовки на различных этапах и их реализации, внесении
коррекций, обеспечивающих достижение конечной целевой установки побед на определенных спортивных соревнованиях, достижении конкретных
спортивных результатов).
3. Индивидуализация тренировочного процесса (строится с учетом
индивидуальных особенностей конкретного обучающегося, его пола,
возраста, функционального состояния, спортивного мастерства).
4. Единство общей и специальной физической подготовки (на основе общей
физической подготовки, заложенной на начальных этапах многолетней
подготовки
спортсмена,
должно
происходить
увеличение
доли
специализированных упражнений в общем объеме тренировочных средств).
5. Непрерывность и цикличность процесса подготовки (тренировочный
процесс подготовки строится как круглогодичный взаимосвязанный
процесс).
6. Возрастание нагрузок (постепенность, ступенчатость, волнообразность
возрастания нагрузок определяются в зависимости от этапа подготовки,
возраста и спортивного мастерства обучающегося).
7. Взаимосвязанность процесса подготовки и соревновательной деятельности
(направленность
на
формирование
календаря
соревновательной
деятельности, обеспечивающей эффективное выступление обучающегося на
спортивных соревнованиях соответствующего уровня).
Средства спортивной тренировки. Основным средством спортивной
тренировки являются физические упражнения:

- общеподготовительные упражнения;
- специально подготовительные упражнения;
- избранные соревновательные упражнения.
Методы:
Общепедагогические: словесные (беседа, рассказ, объяснение); наглядные
(видеоматериал, наглядные пособия, пример).
Практические: метод строго регламентированного упражнения, метод
направленный на освоение спортивной техники, метод направленный на
воспитание физических качеств, игровой метод, соревновательный метод.
Видеоматериалы:
- подготовка лыжников в летний период;
- подготовка к лыжному сезону;
- силовая подготовка лыжников;
- специальная подготовка лыжников;
- техники лыжных ходов.
Основная форма организации и проведения занятий - тренировочное занятие.
Занятия по спортивным и подвижным играм организуются зимой в
спортивном зале, в теплое время года – на открытом воздухе.
Техническое обеспечение программы
1. Лыжи классические и коньковые.
2. Лыжные ботинки классические и коньковые.
3. Лыжные палки классические и коньковые.
4. Лыжные тренажеры.
5. Снегоход для прокладки лыжни.
6. Инвентарь для игр (мячи баскетбольные, набивные, скакалки,
обручи).
Сведения о составителях
1.Фамилия, имя, отчество: Клеянкина Анна Игоревна.
Место работы: МБОУ ДО СШ Невьянского городского округа.
Должность: заместитель директора по УВР.
Образование: высшее.
Квалификационная категория: первая кв. категория
Стаж работы: 10 лет.
2.Фамилия, имя, отчество: Шайдуллина Лена Нурихановна
Место работы: МБОУ ДО СШ Невьянского городского округа.
Должность: тренер-преподаватель.
Образование: высшее.
Квалификационная категория: первая кв. категория
Стаж работы: 14 лет.

2.2. Формы аттестации и оценочные материалы
Аттестация учащихся по ОФП проводится два раза в учебном году:
начальная (оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом
образовательного процесса) – октябрь, итоговая (оценка учащимися уровня
достижений, заявленных в программе по завершении всего образовательного
курса) – май.
Тестирование по специальной и технической подготовленности один
раз в год. Программа тестирования включает упражнения для определения
уровня развития следующих качеств: быстроты, выносливости, гибкости,
силы.
- Подтягивание (для оценки силы и силовой выносливости мышц плечевого
пояса).
- Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для оценки уровня силовой
(динамической) выносливости мышц плечевого пояса, а также статической
выносливости мышц спины, брюшного пресса, таза и ног).
- Прыжок в длину с места (для оценки уровня скоростно-силовых и
координационных способностей).
- Бег 30 мс высокого старта (для оценки уровня развития скоростных и
координационных способностей)
- Бег 300, 500 метров (для определения общей выносливости).
- Для оценки специальных физических качеств используется прохождение на
лыжах классическим стилем дистанции 1000 м.
КОНТРОЛЬНО- ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ
по общей физической подготовке
для спортивно - оздоровительных групп
ЮНОШИ
Упражнения
Бег
30 метров

Прыжки
в длину с
места

Бег
500 метров

Подтягивания

5
4
3
2
1
5
4
3
2
1
5
4
3
2
1
5
4
3
2
1

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

6,1
6,0-6,6
6,7-7,1
7,2-7,6
7,7
155
154-155
144-135
134-125
124
2,17
2,18-2,23
2,24-2,29
2,30-2,39
2,40
6
5-4
3-2
1
0

6,0
6,1-6,5
6,6-7,0
7,1-7,5
7,6
165
164-155
154-145
144-135
134
2,11
2,12-2,17
2,18-2,23
2,24-2,29
2,30
7
6-5
4-3
2
1

5,9
6,0-6,4
6,5-6,9
7,0-7,4
7,5
175
174-165
164-155
154-145
144
2,01
2,02-2,07
2,08-2,13
2,14-2,19
2,20
8
7-6
5-4
3-2
1

5,6
5,7-6,1
6,2-6,6
6,7-7,1
7,2
185
184-175
174-165
164-155
154
1,54
1,55-2,01
2,02-2,07
2,08-2,17
2,18
9
8-7
6-5
4-3
2

5,3
5,4-5,8
5,9-6,3
6,4-6,8
6,9
195
194-185
184-175
174-165
164
1,51
1,52-1,57
1,58-2,03
2,04-2,09
2,10
10
9-8
7-6
5-4
3

5,0
5,1-5,5
5,6-6,0
6,1-6,5
6,6
211
210-201
200-190
190-181
180
1,41
1,42-1,47
1,48-1,53
1,54-1,59
2,00
11
10-9
8-7
6-5
4

ДЕВУШКИ
Упражнения
Бег
30 метров

Прыжки
в длину с
места

Бег
300 метров

Отжимание
(от пола)

5
4
3
2
1
5
4
3
2
1
5
4
3
2
1
5
4
3
2
1

7 лет
6,3
6,4-6,8
6,9-7,3
7,4-7,7
7,8
141
140-131
130-121
120-111
110
1,29
1,30-1,36
1,37-1,43
1,44-1,50
1,51
8
7-5
4-3
2
1

8 лет
6,1
6,2-6,6
6,7-7,1
7,2-7,6
7,7
151
141-150
131-140
121-130
120
1,23
1,24-1,29
1,30-1,36
1,37-1,43
1,44
9
8-6
5-3
2
1

9 лет
5,9
6,0-6,4
6,5-6,9
7,0-7,4
7,5
161
151-160
141-150
131-140
130
1,17
1,18-1,23
1,24-1,29
1,30-1,36
1,37
10
9-7
6-4
3-2
1

10 лет
5,8
5,9-6,3
6,4-6,8
6,9-7,3
7,4
171
161-170
151-160
141-150
140
1,11
1,12-1,17
1,18-1,23
1,24-1,30
1,31
13
12-10
9-7
6-4
3

11 лет
5,6
5,7-6,1
6,2-6,6
6,7-7,1
7,2
181
171-180
161-170
151-160
150
1,05
1,06-1,11
1,12-1,17
1,18-1,23
1,24
16
15-13
12-10
9-7
6

12лет
5,3
5,4-5,8
5,9-6,3
6,4-6,8
6,9
191
181-190
171-180
161-170
160
1,00
1,01-1,05
1,06-1,11
1,12-1,13
1,14
19
18-16
15-13
12-10
9

При проведении тестирования следует обратить внимание на
соблюдение требований инструкции и создания условий для выполнения
упражнений.
1) Подтягивание (для оценки силы и силовой выносливости мышц плечевого
пояса).
И.П. - вис хватом сверху на перекладине, руки на ширине плеч. Сгибание рук
до положения «подбородок над перекладиной», возвращение в и.п. до
полного выпрямления в локтевом суставе.
Методические указания: раскачивание тела на перекладине, сгибание ног,
перехват рук не допускаются. Критерием служит максимальное число
подтягиваний.
2)
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для оценки уровня силовой
(динамической) выносливости мышц плечевого пояса, а также статической
выносливости мышц спины, брюшного пресса, таза и ног).
И.П. - упор лежа. Сгибание рук до касания грудью пола (скамейки),
разгибание -до полного выпрямления рук.
Методические указания: ладони на ширине плеч, локти направлены назад-в
стороны. Голова, туловище и ноги составляют прямую линию, которая
сохраняется на протяжении всего выполнения упражнения. Дается одна
попытка. Фиксируется количество отжиманий при условии при условии
правильного выполнения теста в произвольном темпе без отдыха. Критерием
служит максимальное число отжиманий.
3) Прыжок в длину с места (для оценки уровня скоростно-силовых и
координационных способностей).

И.П. - носки ног на стартовой линии. Прыжок выполняется толчком обеими
ногами с махом рук.
Методические указания: длина прыжка измеряется в сантиметрах от
стартовой линии до ближайшей к ней точки касания мата ногами или любой
частью тела испытуемого. Засчитывается лучший результат из трех попыток.
Критерием служит максимальный результат.
4)
Бег 30 м (для оценки уровня развития скоростных и координационных
способностей)
Тестирование проводится на дорожке стадиона или легкоатлетического
манежа. Количество стартующих в забеге определяется условиями, при
которых бегущие не мешают друг другу. Разрешается одна попытка. После
10-15 минутной разминки дается старт. Критерием, служит минимальное
время.
5) Бег 300, 500 метров (для определения общей выносливости).
Проводится на ровной местности в спортивной обуви без шипов.
Тестирование проводится после предварительной разминки. Разрешается
переходить на ходьбу. Время фиксируется с точностью до 0,1 с. Критерием,
служит минимальное время.

Список литературы
1. Бутин И.М.. Лыжный спорт. Изд-во «Владос-пресс», М. 2003.
2. Дорофеев В.Г.. Лыжные гонки. Непременное условие роста результатов,
журнал «Физическая культура в школе» № 7. 2000. 58 – 61 с.
3. Кавязин В.М.. Учебное пособие – Тюмень, «Вектор Бук» 2009. 212 с.
4. Капланский В.Е.. Тренировка юного лыжника – гонщика
(подготовительный период) - журнал «Физическая культура в школе» № 7.
2000. 61 – 63 с.
5. Капланский В.Е.. Тренировка юного лыжника – гонщика
(соревновательный и переходный периоды) - журнал «Физическая культура в
школе» № 8. 2000. 53 – 58 с.
6. Капланский В.Е.. Самоконтроль в тренировке юного лыжника - журнал
«Физическая культура» № 8. 2003. 51 – 58 с.
7. Капланский В.Е.. Режим, гигиена и питание юного лыжника - журнал
«Физическая культура в школе» № 1 2005. 72 – 79 с.
8. Кожокин В.Ф., Кожокин Р.В., Тактическая подготовка лыжника. СанктПетербург, 2004.
9. Кулеман Э.. Питание для выносливости. Мурманск: 2005. 192 с.
10. Лепешкин В.А.. Занимаясь лыжной подготовкой - журнал «Физическая
культура в школе» № 7 2003г. стр. 27 – 32
11. Лепешкин В.А.. Занимаясь лыжной подготовкой - журнал «Физическая
культура в школе» № 7. 2003. 33 – 38 с.
12. Луньков С.М.. Как оптимизировать круглогодичную подготовку юных
лыжников – гонщиков - журнал «Физическая культура в школе» № 8. 2000.
59 – 60 с.
13. Лыжные гонки: примерная программа для системы дополнительного
образования
детей:
детско-юношеских
спортивных
школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва/П.В.
Квашук и др. М., 2003.
14. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной
подготовки // Теория и практика физической культуры, №2, №3, 2000.
15. Озолин Н.Г.. Настольная книга тренера – наука побеждать. Москва: «АСТ
АСТРЕЛЬ». 2003. 863 с.
16. Ширковец Е.А., Шустин Б.Н. общие принципы тренировки скоростносиловых качеств в циклических видах спорта // Вестник спортивной науки. –
М.: Советский спорт, № 1, 2003.

Интернет ресурсы:
1.)www.flgr.ru — федерация лыжных гонок России
2.)www.minsport.gov.ru — министерство спорта России
3.) www.minobraz.ru - министерство образования РФ
4.)http://www.skisport.ru/ - Журнал «Лыжный спорт»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».