Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1. 1. Пояснительная записка Лыжные гонки - циклический зимний вид спорта, в котором соревнуются по времени прохождения дистанции по специально подготовленной снежной трассе с использованием беговых лыж и лыжных палок. Лыжные гонки входят в программу Зимних Олимпийских игр с 1924 года. Одним из спортивных видов физических упражнений, характеризующихся естественностью и доступностью двигательной деятельности для детей, является ходьба на лыжах. Ходьба на лыжах оказывает положительное влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений. Специфика организации обучения по дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности лыжные гонки заключается в том, что программа предусматривает последовательность изучения и освоения материала по технической, тактической, специальной физической и теоретической подготовке на спортивно-оздоровительном этапе. Дополнительная общеразвивающая программа по лыжным гонкам разработана в соответствии с законами, нормативно-правовыми актами: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей (утв. 4.09.2014г. №1726-р); Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11); Приказом Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей свердловской области, разработанные региональным модельным центром дополнительного образования Свердловской области ГАНОУСО «Дворец молодежи», г. Екатеринбург, 2020г.; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 №70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; Уставом Учреждения; Типовой программой по лыжным гонкам. Образовательной программой и учебным планом МБОУ ДО СШ на 2024-2025 учебный год. Актуальность дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам выражается в следующем. На занятиях лыжами дети освобождаются от ряда лишних движений, тело становится более ловким, сами движения становятся более экономичными, улучшается координации, совершенствуется функция равновесия и т.д. Обучение детей ходьбе на лыжах оказывает положительные эффекты на формирование свода стопы, на формирование осанки, гибкости. При систематических занятиях двигательные возможности ребенка значительно развиваются. Весь процесс подготовки в лыжных гонках представляет собой сложную систему, объединяющую основные составные части – обучение, воспитание и тренировку. В ходе обучения юные лыжники должны овладеть всем многообразием техники способов передвижения на лыжах, изучить тактику лыжных гонок и овладеть ею, приобрести необходимые теоретические знания и практические навыки в области спорта, гигиены и самоконтроля. Отличительной особенностью программы является формирование комфортной образовательной среды, которая воспитывает у детей и подростков культуру здорового образа жизни. Детская программа базируется на методических рекомендациях, разработанных выдающимися представителями отечественной тренерской школы. Занятия лыжными гонками, благодаря индивидуальному подходу к особенностям каждого ребенка, позволяют ему ощутить себя в динамике непрерывного физического развития, отражающейся в его спортивных показателях и достижениях и, самое главное, в показателях его физического и психологического здоровья. Адресат. В Учреждение на данную программу принимаются дети в возрасте с 6,5 до 11 лет, не имеющие медицинских противопоказаний на основании заявления родителей. Сроки реализации программы. Особенности структуры программы заключаются в том, что каждый учебный год представлен как цикл, имеющий учебно-тематический план, содержание курса и планируемые результаты. Срок реализации программы 3 года. Занятия проходят три раза в неделю по 1 академическому часу (3 часа в неделю). Объем учебной нагрузки в первый год составляет – 93 часа, во второй год обучения - 114 часов, в третий год – 114 часов. Уровень программы – базовый. Содержание программы нацелено на содействие гармоничному физическому развитию личности, расширяет представления детей о виде спорта лыжные гонки, знакомит с историей, с именами выдающихся спортсменов в данном виде спорта. Программа раскрывает весь комплекс воспитания, обучения, тренировки, предусматривает определённые требования для обучающихся в соответствии с этапом подготовки и предусматривает: • проведение теоретических и практических занятий; • обязательное выполнение учебно-тренировочного плана; • сдачу контрольно-переводных нормативов; • регулярное участие в соревнованиях. Первый год обучения. Основной на этом этапе является физкультурнооздоровительная и воспитательная работа, направленная на укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовленность, освоение жизненно важных двигательных навыков и качеств, технико-тактической подготовки, воспитание соревновательных качеств. Второй и третий год обучения направлен на получение дополнительных теоретических знаний в области физической культуры и спорта в России, развития лыжных гонок в России и за рубежом, изучение основы техники безопасности и профилактике травматизма при проведении занятий по лыжным гонкам, основы гигиенических знаний и навыков (закаливание, режим и питание спортсмена); умений выполнять упражнения по общей и специальной физической подготовке, технической подготовке, основ проведения соревнований по лыжным гонкам, организаторских навыков и умений действовать в коллективе. Содержание программы учитывает особенности подготовки обучающихся по лыжным гонкам, в том числе: - большой объем разносторонней физической подготовки в общем объеме тренировочного процесса; - постепенное увеличение интенсивности тренировочного процесса и постепенное достижение высоких общих объемов тренировочных нагрузок; - повышение специальной выносливости и скоростно-силовой подготовленности за счет широкого использования различных тренировочных средств; - результаты освоения программы в области теории и методики физической культуры и спорта, в области общей и специальной физической подготовки, в области избранного вида спорта, в области других видов спорта и подвижных игр; - индивидуальное сопровождение детей. Занятия по теоретической подготовке проходят как часть комплексного занятия и как самостоятельное занятие. На теоретических занятиях применяются наглядные пособия, видеофрагменты соревнований и тренировок, фотографии, макеты, проводятся просмотры и разбор тренировочных занятий, команд более высоких по классу. В процессе практической работы (технической) подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки: - общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта; - специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта; - методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов; - равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений; - методы выполнения упражнений для развития физических качеств: повторный, переменный, интервальный, равномерный, темповый, контрольный и «до отказа», с максимальной интенсивностью, с ускорением, круговой, игровой, соревновательный. Систематическое участие в соревнованиях – важнейшее условие непрерывного роста и совершенствования технической и тактической подготовленности лыжников. Учебно-тренировочное занятие – основная форма организации и проведения занятий с применением индивидуальной, групповой, командной тренировкой. Занятия по спортивным и подвижным играм организуются зимой в спортивном зале, в теплое время года – на открытом воздухе. Способы отслеживания и контроля результатов: - контрольное тестирование по ОФП и СФП; - тестовые вопросы; - контрольные соревнования. 1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы Цель программы - развитие, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование у них здорового образа жизни, повышение уровня общей физической подготовки обучающихся через совершенствование избранного вида спорта. Задачи: Обучающие: • обучение учащихся основам физической культуры через занятия лыжными гонками; • приобретение разносторонней физической подготовленности; • овладение основами техники и тактики и умение применять их; • обучение учащихся навыкам самостоятельной познавательной и практической деятельности для повышения физической работоспособности. Развивающие: • развитие основных физических качеств, двигательных умений и навыков; • развитие интереса учащихся к физической культуре и спорту; • развитие игрового мышления; • развитие стремления к совершенствованию как способа достижения наивысших результатов через участие в соревнованиях; • развитие коммуникативных навыков. • формирование мотивации на здоровый образ жизни. Воспитательные: • воспитание трудолюбия; • воспитание морально – волевых качеств; • воспитание инициативности, активной жизненной позиции. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план 1.3.1. Для спортивно- оздоровительного этапа -1 год (дети 6,5-8 лет) № п\п 1 2 3 4 5 Название темы Теоретическая подготовка Общая физическая подготовка Количество часов Всего Теория Практика 3 3 0 52 0 52 Специальная физическая подготовка Техническая подготовка 11 0 11 20 0 20 Контрольные, переводные испытания 4 0 4 3 93 0 3 3 90 6 Участие в соревнованиях Общее количество часов Форма аттестации/ контроля Беседа по определению уровня знаний Контрольное тестирование по ОФП; медицинский контроль Контрольное тестирование по СФП Контрольное тестирование Итоговое занятие, педагогическое наблюдение Содержание учебной программы для 1 года обучения Теоретическая подготовка 1. Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России. Порядок и содержание работы отделения лыжных гонок. Теория и методика физической культуры и спорта. Возникновение, развитие и распространение лыж. Виды лыжного спорта. 2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и улице. Поведение на улице во время движения к месту занятия. Выбор места для проведения занятий. Дисциплина. Техника безопасности учебнотренировочных занятиях. 3. Лыжный инвентарь, одежда и обувь. Выбор лыж. Выбор лыжных палок. Разновидности лыж и палок. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения. Уход за лыжным инвентарем. Обувь, одежда и снаряжение для лыжных гонок. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях. 4.Гигиена, закаливание. Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. 5. Краткая характеристика техники лыжных ходов. Понятие о технике лыжного спорта. Классификация способов передвижения на лыжах. Структура скользящего шага. Отталкивание. Техника ходов, спусков, подъемов, торможений, поворотов на месте и в движении. Общая физическая подготовка. - Строевые упражнения и команды для управления группой: понятия «шеренга», «колонна», «строй», команды «Стройся!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «На первый и второй рассчитайсь!», «На право!», «Налево!», «Отставить!»; построение в круг, шеренгу, две шеренги, в колонну, две и три колонны. - Общеразвивающие упражнения без предмета: наклоны, повороты, круговые движения головой; сгибания-разгибания, круговые движения, подниманиеопускание руками; сгибание-разгибание пальцев, круговые движения в запястьях; наклоны, повороты, круговые движения туловищем; приседания; выпады вперед и в сторону; махи ногами с малой и средней амплитудой; подъемы на носки. - Упражнения с предметами (мячом) - поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (стоя, сидя, лёжа) и в движении. - Упражнения для рук - движения руками в различных плоскостях и направлениях в различном темпе. В различных положениях (стоя, сидя, лежа) одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и запястных суставах (сгибание и разгибание, отведение и приведение, маховые и круговые движения). В упоре лежа сгибание рук, отталкивание и др. Упражнения с эспандером и эластичной резиной. - Упражнения для туловища- в различных стойках наклоны вперед, в стороны, назад. Круговые движения туловищем. В положении лежа лицом вниз прогибание с различными положениями и движениями руками и ногами. Из положения лежа на спине опускание прямых ног, поднимание туловища, не отрывая ног от пола. - Упражнения для ног -из основной стойки - различные движения прямой и согнутой ногой, приседания на двух и одной ноге. Маховые движения, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями, поднимание на носки. Различные прыжки и многоскоки на месте и в движении на одной и двух ногах. Прыжки через гимнастическую скамейку на месте и с продвижением вперед в равномерном и переменном темпе. - Другие виды спорта и подвижные игры: легкая атлетика - бег на короткие дистанции; спортивные игры - волейбол, футбол, настольный теннис; салки. Специальная физическая подготовка - Имитационные упражнения для овладения техникой лыжных ходов, назначение кроссовой подготовки. - Подготовительные упражнения для начинающего лыжника, передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности. - Упражнения для развития быстроты, гибкости, координации, силы, выносливости. - Упражнения, направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжникагонщика. - Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса. Техническая подготовка (на лыжах и лыжероллерах). - Способы передвижения на лыжах. - Повороты. Подъемы. Спуски. Практика. - Освоение способов передвижения на лыжах скользящим и ступающим шагом. - Обучение поворотам на месте и в движении; - Обучение спускам в «высокой, средней, низкой» стойке; обучение подъемам «елочкой, полуѐлочкой», беговым шагом. - Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Контрольные, переводные испытания - проводятся два раза в год с целью определения уровня общей и специальной физической подготовки. Участие в соревнованиях. При подготовке юных спортсменов предусматривается проведение внутригрупповых соревнований по лыжным гонкам в зимний период и кроссовый бег в весенне-летний период. 1.3.2. Для спортивно - оздоровительного этапа -2 год (дети 9-10 лет) № п\п 1 2 3 4 5 Название темы Теоретическая подготовка Общая физическая подготовка Количество часов Всего Теория Практика 7 7 0 60 0 60 Специальная физическая подготовка Техническая подготовка 22 0 22 20 0 20 Контрольные, переводные испытания 2 0 2 3 114 0 7 3 107 6 Участие в соревнованиях Общее количество часов Форма аттестации/ контроля Беседа по определению уровня знаний Контрольное тестирование по ОФП; медицинский контроль Контрольное тестирование по СФП Контрольное тестирование Итоговое занятие, педагогическое наблюдение Содержание учебной программы для 2 года Теоретическая подготовка 1. Вводное занятие. Виды лыжного спорта. Международные соревнования по лыжному спорту. Лыжный спорт за рубежом. Вводное занятие. Порядок и содержание работы отделения лыжных гонок. Виды лыжного спорта (лыжные гонки, эстафеты, биатлон и др). Краткие исторические сведения об олимпийских играх. Российские лыжники на Олимпийских играх. Международные соревнования. 2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и улице. Поведение на улице во время движения к месту занятия. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на учебно-тренировочных занятиях 3. Лыжные мази. Значение лыжных мазей. Виды. Особенности использования. Подготовка инвентаря к тренировкам, соревнованиям в зависимости от погодных условий. 4. Режим дня и отдыха, питание Составление рационального режима дня с учетом тренировочных нагрузок. Недопустимость употребления алкоголя, курения при занятиях лыжным спортом. Значение питания как фактора сохранения и укрепления здоровья. Понятие об утомлении. Важность сна. Дневник самоконтроля. 5. Характеристика техники лыжных ходов. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивания ногами, руками при передвижении попеременным двухшажным и одновременными ходами. Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Общая физическая подготовка. - Упражнения для развития силы мышц рук, ног, туловища и шеи: выполняются на месте, стоя, сидя, лежа и в движении индивидуально или с партнером, как с предметом, так и без предмета (гантели, набивные мячи, скакалка) - Упражнения для развития быстроты: подвижные и спортивные игры, эстафеты, гимнастические прыжки, легкоатлетические виды: бег на короткие дистанции (старты, ускорения и рывки), прыжки с разбега в длину и высоту, различные метания, спринтерская тренировка на велосипеде. - Упражнения для развития ловкости: упражнения с мячами, скакалками, спортивные игры и сложные эстафеты, тройной прыжок, метания. - Строевые упражнения и команды для управления группой: понятия «шеренга», «колонна», «строй», команды «Стройся!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «На первый и второй рассчитайсь!», «На право!», «Налево!», «Отставить!»; построение в круг, шеренгу, две шеренги, в колонну, две и три колонны. - Общеразвивающие упражнения без предмета: наклоны, повороты, круговые движения головой; сгибания-разгибания, круговые движения, подниманиеопускание руками; сгибание-разгибание пальцев, круговые движения в запястьях; наклоны, повороты, круговые движения туловищем; приседания; выпады вперед и в сторону; махи ногами с малой и средней амплитудой; подъемы на носки. - Упражнения с предметами (мячом)-поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (стоя, сидя, лёжа) и в движении. - Другие виды спорта и подвижные игры: легкая атлетика - бег на средние дистанции; спортивные игры - волейбол, футбол, настольный теннис; велосипедный спорт. Специальная физическая подготовка. - Имитационные упражнения для овладения техникой лыжных ходов, назначение кроссовой подготовки. - Подготовительные упражнения для начинающего лыжника, передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности. - Упражнения для развития быстроты, гибкости, координации, силы, выносливости. - Упражнения, направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжникагонщика. - Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса. Техническая подготовка (на лыжах и лыжероллерах). - Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях передвижения на лыжах. - Повороты. Подъемы. Спуски. Практика. - Освоение способов передвижения на лыжах скользящим и ступающим шагом. - Обучение поворотам на месте и в движении; - Обучение спускам в «высокой, средней, низкой» стойке; - Обучение подъемам «елочкой, полуѐлочкой», беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Контрольные, переводные испытания - проводятся два раза в год с целью определения уровня общей и специальной физической подготовки. Участие в соревнованиях. При подготовке юных спортсменов предусматривается проведение городских соревнований по лыжным гонкам в зимний период и кроссовый бег в весенне-летний период. 1.3.3. Для спортивно - оздоровительного этапа - 3 год (дети 11-12 лет) № п\п 1 2 3 4 5 Название темы Теоретическая подготовка Общая физическая подготовка Количество часов Всего Теория Практика 10 10 0 60 0 60 Специальная физическая подготовка Техническая подготовка 22 0 22 16 0 16 Контрольные, переводные испытания 2 0 2 Форма аттестации/ контроля Беседа по определению уровня знаний Контрольное тестирование по ОФП; медицинский контроль Контрольное тестирование по СФП Контрольное тестирование Итоговое занятие, педагогическое наблюдение 6 Участие в соревнованиях Общее количество часов 4 114 0 10 4 104 Содержание учебной программы для 3 года Теоретическая подготовка. 1. Вводное занятие. История спортивной школы, достижения и традиции. Городские и региональные соревнования по лыжным гонкам Вводное занятие. Порядок и содержание работы отделения лыжных гонок. История спортивной школы, достижения и традиции. Городские и региональные соревнования по лыжным гонкам. Планирование тренировочного процесса. 2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и улице. Первая медицинская помощь. Поведение на улице во время движения к месту занятия. Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травмы и их профилактика. Оказание первой медицинской помощи (до приезда врача). Раны и их разновидности. Спортивный массаж. 3. Морально-волевая подготовка. Моральные качества спортсменов: добросовестное отношение к труду, смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, умение преодолевать трудности, чувство ответственности перед коллективом, взаимопомощь, организованность. 4.Медицинский контроль. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечнососудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля, подсчет пульса. 5. Основные техники лыжных ходов. Судейство. Фазовый состав и структура движений конькового и классических ходов (углубленное изучение элементов движения по динамическим и кинематическим характеристикам). Индивидуальный анализ техники лыжников. Судейство в лыжных гонках. Общая физическая подготовка. - Упражнения для выносливости - ходьба, бег, плавание, велосипедный спорт. - Упражнения на расслабления - стоя в полунаклон вперед, приподнимая и опуская плечи, полностью расслабляя руки, свободно ими покачивая и встряхивая. Лежа на спине, полностью расслабить мышцы ног, встряхивание их. Стоя на одной ноге, делать свободные маховые движения другой ногой, полностью расслабив ее. - Упражнения для развития силы мышц рук, ног, туловища и шеи: выполняются на месте, стоя, сидя, лежа и в движении индивидуально или с партнером, как с предметом, так и без предмета (гантели, набивные мячи, скакалка) - Упражнения для развития быстроты: подвижные и спортивные игры, эстафеты, гимнастические прыжки, легкоатлетические виды: бег на короткие дистанции (старты, ускорения и рывки), прыжки с разбега и длинуи высоту и различные метания, спринтерская тренировка на велосипеде. - Упражнения для развития ловкости: упражнения с мячами, скакалками, спортивные игры и сложные эстафеты, тройной прыжок, метания. - Строевые упражнения и команды для управления группой: понятия «шеренга», «колонна», «строй», команды «Стройся!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «На первый и второй рассчитайсь!», «На право!», «Налево!», «Отставить!»; построение в круг, шеренгу, две шеренги, в колонну, две и три колонны. - Общеразвивающие упражнения без предмета: наклоны, повороты, круговые движения головой; сгибания-разгибания, круговые движения, подниманиеопускание руками; сгибание-разгибание пальцев, круговые движения в запястьях; наклоны, повороты, круговые движения туловищем; приседания; выпады вперед и в сторону; махи ногами с малой и средней амплитудой; подъемы на носки. - Упражнения с предметами (мячом)-поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (стоя, сидя, лёжа) и в движении. - Другие виды спорта и подвижные игры: легкая атлетика - бег на длинные дистанции; гимнастика - подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища из положения лежа; спортивные игры - волейбол, футбол, настольный теннис; велосипедный спорт. Специальная физическая подготовка. - Имитационные упражнения для овладения техникой лыжных ходов, назначение кроссовой подготовки. - Подготовительные упражнения для начинающего лыжника, передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности. - Упражнения для развития быстроты, гибкости, координации, силы, выносливости. -Упражнения, направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжникагонщика. - Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса. Техническая подготовка (на лыжах и лыжероллерах). - Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях передвижения на лыжах. - Повороты. Подъемы. Спуски. Практика. - Освоение способов передвижения на лыжах скользящим и ступающим шагом. - Обучение поворотам на месте и в движении; - Обучение спускам в «высокой, средней, низкой» стойке; - Обучение подъемам «елочкой, полуѐлочкой», беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Контрольные, переводные испытания - проводятся два раза в год с целью определения уровня общей и специальной физической подготовки. Участие в соревнованиях. При подготовке юных спортсменов предусматривается проведение городских и региональных соревнований по лыжным гонкам в зимний период и кроссовый бег в весенне-летний период 1.4. Планируемый результат Основные показатели выполнения программных требований на спортивно-оздоровительном этапе: стабильность состава обучающихся, посещаемость ими тренировочных занятий; динамика индивидуальных показателей развития физических качеств обучающихся; уровень освоения основ гигиены и самоконтроля. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке. В планирование содержания включены итоговые контрольные задания, которые проводятся в конце изучения каждого тематического блока. Предполагает освоение содержания базового уровня учебных достижений. Требования к этому уровню определяются в соответствии с образовательной программой курса. По окончании срока реализации программы результаты: Предметные - формирование навыков работы в области физической культуры, применения приемов и методов работы по программе, воспитание основ культуры труда, приобретение опыта физической и проектной деятельности. - знать краткие исторические сведения о возникновении лыжных гонок, о соревнованиях по лыжным гонкам в России и за рубежом; - понимать и применять судейские термины и теоретические аспекты лыжных гонок. Личностные - развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных ориентиров, межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности. - регулярно посещать занятия, проявляя интерес к занятиям лыжными гонками. - проявлять устойчивый интерес к здоровому образу жизни. Метапредметные - результатом изучения программы является освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. - увеличить показатели мониторинга физических способностей детей: общей, специальной выносливости, координационных способностей и силовых способностей. Планируемый результат: 1-й год 1. Получение базовых знаний в области гигиены и медицины. 2. Укрепление здоровья. 3. Основы техники передвижения на лыжах: скольжение, отталкивание. 4. Воспитание дисциплинированности, аккуратности и ответственности. 2-й год 1. Прирост показателей по общей физической подготовке. 2. Воспитание дисциплинированности, аккуратности и ответственности. 3. Совершенствование техники и тактики лыжных ходов. 3-й год 1. Приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом. 2. Пропаганда здорового образа жизни. 3. Выявление талантливых детей и подростков для последующего совершенствования их спортивного мастерства. 4. Сдача нормативов для получения юношеских разрядов. 5. Воспитание дисциплинированности, аккуратности и ответственности. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы: Методическое, материально-техническое обеспечение программы Методические принципы: 1. Направленность на максимально возможные достижения (реализуется при использовании наиболее эффективных средств и методов тренировочного процесса, поэтапном усложнении тренировочного процесса и соревновательной деятельности, оптимизации бытового режима обучающихся, применении оптимальной системы питания, отдыха и восстановления). 2. Программно-целевой подход к организации учебно-тренировочного процесса (выражается в прогнозировании спортивного результата и его составляющих, моделировании основных сторон соревновательной деятельности, уровня подготовленности (физической, технической, тактической, психической, теоретической), структуры тренировочного и соревновательного процесса в различных циклах, составлении конкретных программ подготовки на различных этапах и их реализации, внесении коррекций, обеспечивающих достижение конечной целевой установки побед на определенных спортивных соревнованиях, достижении конкретных спортивных результатов). 3. Индивидуализация тренировочного процесса (строится с учетом индивидуальных особенностей конкретного обучающегося, его пола, возраста, функционального состояния, спортивного мастерства). 4. Единство общей и специальной физической подготовки (на основе общей физической подготовки, заложенной на начальных этапах многолетней подготовки спортсмена, должно происходить увеличение доли специализированных упражнений в общем объеме тренировочных средств). 5. Непрерывность и цикличность процесса подготовки (тренировочный процесс подготовки строится как круглогодичный взаимосвязанный процесс). 6. Возрастание нагрузок (постепенность, ступенчатость, волнообразность возрастания нагрузок определяются в зависимости от этапа подготовки, возраста и спортивного мастерства обучающегося). 7. Взаимосвязанность процесса подготовки и соревновательной деятельности (направленность на формирование календаря соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное выступление обучающегося на спортивных соревнованиях соответствующего уровня). Средства спортивной тренировки. Основным средством спортивной тренировки являются физические упражнения: - общеподготовительные упражнения; - специально подготовительные упражнения; - избранные соревновательные упражнения. Методы: Общепедагогические: словесные (беседа, рассказ, объяснение); наглядные (видеоматериал, наглядные пособия, пример). Практические: метод строго регламентированного упражнения, метод направленный на освоение спортивной техники, метод направленный на воспитание физических качеств, игровой метод, соревновательный метод. Видеоматериалы: - подготовка лыжников в летний период; - подготовка к лыжному сезону; - силовая подготовка лыжников; - специальная подготовка лыжников; - техники лыжных ходов. Основная форма организации и проведения занятий - тренировочное занятие. Занятия по спортивным и подвижным играм организуются зимой в спортивном зале, в теплое время года – на открытом воздухе. Техническое обеспечение программы 1. Лыжи классические и коньковые. 2. Лыжные ботинки классические и коньковые. 3. Лыжные палки классические и коньковые. 4. Лыжные тренажеры. 5. Снегоход для прокладки лыжни. 6. Инвентарь для игр (мячи баскетбольные, набивные, скакалки, обручи). Сведения о составителях 1.Фамилия, имя, отчество: Клеянкина Анна Игоревна. Место работы: МБОУ ДО СШ Невьянского городского округа. Должность: заместитель директора по УВР. Образование: высшее. Квалификационная категория: первая кв. категория Стаж работы: 10 лет. 2.Фамилия, имя, отчество: Шайдуллина Лена Нурихановна Место работы: МБОУ ДО СШ Невьянского городского округа. Должность: тренер-преподаватель. Образование: высшее. Квалификационная категория: первая кв. категория Стаж работы: 14 лет. 2.2. Формы аттестации и оценочные материалы Аттестация учащихся по ОФП проводится два раза в учебном году: начальная (оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса) – октябрь, итоговая (оценка учащимися уровня достижений, заявленных в программе по завершении всего образовательного курса) – май. Тестирование по специальной и технической подготовленности один раз в год. Программа тестирования включает упражнения для определения уровня развития следующих качеств: быстроты, выносливости, гибкости, силы. - Подтягивание (для оценки силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса). - Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для оценки уровня силовой (динамической) выносливости мышц плечевого пояса, а также статической выносливости мышц спины, брюшного пресса, таза и ног). - Прыжок в длину с места (для оценки уровня скоростно-силовых и координационных способностей). - Бег 30 мс высокого старта (для оценки уровня развития скоростных и координационных способностей) - Бег 300, 500 метров (для определения общей выносливости). - Для оценки специальных физических качеств используется прохождение на лыжах классическим стилем дистанции 1000 м. КОНТРОЛЬНО- ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ по общей физической подготовке для спортивно - оздоровительных групп ЮНОШИ Упражнения Бег 30 метров Прыжки в длину с места Бег 500 метров Подтягивания 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет 12 лет 6,1 6,0-6,6 6,7-7,1 7,2-7,6 7,7 155 154-155 144-135 134-125 124 2,17 2,18-2,23 2,24-2,29 2,30-2,39 2,40 6 5-4 3-2 1 0 6,0 6,1-6,5 6,6-7,0 7,1-7,5 7,6 165 164-155 154-145 144-135 134 2,11 2,12-2,17 2,18-2,23 2,24-2,29 2,30 7 6-5 4-3 2 1 5,9 6,0-6,4 6,5-6,9 7,0-7,4 7,5 175 174-165 164-155 154-145 144 2,01 2,02-2,07 2,08-2,13 2,14-2,19 2,20 8 7-6 5-4 3-2 1 5,6 5,7-6,1 6,2-6,6 6,7-7,1 7,2 185 184-175 174-165 164-155 154 1,54 1,55-2,01 2,02-2,07 2,08-2,17 2,18 9 8-7 6-5 4-3 2 5,3 5,4-5,8 5,9-6,3 6,4-6,8 6,9 195 194-185 184-175 174-165 164 1,51 1,52-1,57 1,58-2,03 2,04-2,09 2,10 10 9-8 7-6 5-4 3 5,0 5,1-5,5 5,6-6,0 6,1-6,5 6,6 211 210-201 200-190 190-181 180 1,41 1,42-1,47 1,48-1,53 1,54-1,59 2,00 11 10-9 8-7 6-5 4 ДЕВУШКИ Упражнения Бег 30 метров Прыжки в длину с места Бег 300 метров Отжимание (от пола) 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 7 лет 6,3 6,4-6,8 6,9-7,3 7,4-7,7 7,8 141 140-131 130-121 120-111 110 1,29 1,30-1,36 1,37-1,43 1,44-1,50 1,51 8 7-5 4-3 2 1 8 лет 6,1 6,2-6,6 6,7-7,1 7,2-7,6 7,7 151 141-150 131-140 121-130 120 1,23 1,24-1,29 1,30-1,36 1,37-1,43 1,44 9 8-6 5-3 2 1 9 лет 5,9 6,0-6,4 6,5-6,9 7,0-7,4 7,5 161 151-160 141-150 131-140 130 1,17 1,18-1,23 1,24-1,29 1,30-1,36 1,37 10 9-7 6-4 3-2 1 10 лет 5,8 5,9-6,3 6,4-6,8 6,9-7,3 7,4 171 161-170 151-160 141-150 140 1,11 1,12-1,17 1,18-1,23 1,24-1,30 1,31 13 12-10 9-7 6-4 3 11 лет 5,6 5,7-6,1 6,2-6,6 6,7-7,1 7,2 181 171-180 161-170 151-160 150 1,05 1,06-1,11 1,12-1,17 1,18-1,23 1,24 16 15-13 12-10 9-7 6 12лет 5,3 5,4-5,8 5,9-6,3 6,4-6,8 6,9 191 181-190 171-180 161-170 160 1,00 1,01-1,05 1,06-1,11 1,12-1,13 1,14 19 18-16 15-13 12-10 9 При проведении тестирования следует обратить внимание на соблюдение требований инструкции и создания условий для выполнения упражнений. 1) Подтягивание (для оценки силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса). И.П. - вис хватом сверху на перекладине, руки на ширине плеч. Сгибание рук до положения «подбородок над перекладиной», возвращение в и.п. до полного выпрямления в локтевом суставе. Методические указания: раскачивание тела на перекладине, сгибание ног, перехват рук не допускаются. Критерием служит максимальное число подтягиваний. 2) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для оценки уровня силовой (динамической) выносливости мышц плечевого пояса, а также статической выносливости мышц спины, брюшного пресса, таза и ног). И.П. - упор лежа. Сгибание рук до касания грудью пола (скамейки), разгибание -до полного выпрямления рук. Методические указания: ладони на ширине плеч, локти направлены назад-в стороны. Голова, туловище и ноги составляют прямую линию, которая сохраняется на протяжении всего выполнения упражнения. Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий при условии при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе без отдыха. Критерием служит максимальное число отжиманий. 3) Прыжок в длину с места (для оценки уровня скоростно-силовых и координационных способностей). И.П. - носки ног на стартовой линии. Прыжок выполняется толчком обеими ногами с махом рук. Методические указания: длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшей к ней точки касания мата ногами или любой частью тела испытуемого. Засчитывается лучший результат из трех попыток. Критерием служит максимальный результат. 4) Бег 30 м (для оценки уровня развития скоростных и координационных способностей) Тестирование проводится на дорожке стадиона или легкоатлетического манежа. Количество стартующих в забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. Разрешается одна попытка. После 10-15 минутной разминки дается старт. Критерием, служит минимальное время. 5) Бег 300, 500 метров (для определения общей выносливости). Проводится на ровной местности в спортивной обуви без шипов. Тестирование проводится после предварительной разминки. Разрешается переходить на ходьбу. Время фиксируется с точностью до 0,1 с. Критерием, служит минимальное время. Список литературы 1. Бутин И.М.. Лыжный спорт. Изд-во «Владос-пресс», М. 2003. 2. Дорофеев В.Г.. Лыжные гонки. Непременное условие роста результатов, журнал «Физическая культура в школе» № 7. 2000. 58 – 61 с. 3. Кавязин В.М.. Учебное пособие – Тюмень, «Вектор Бук» 2009. 212 с. 4. Капланский В.Е.. Тренировка юного лыжника – гонщика (подготовительный период) - журнал «Физическая культура в школе» № 7. 2000. 61 – 63 с. 5. Капланский В.Е.. Тренировка юного лыжника – гонщика (соревновательный и переходный периоды) - журнал «Физическая культура в школе» № 8. 2000. 53 – 58 с. 6. Капланский В.Е.. Самоконтроль в тренировке юного лыжника - журнал «Физическая культура» № 8. 2003. 51 – 58 с. 7. Капланский В.Е.. Режим, гигиена и питание юного лыжника - журнал «Физическая культура в школе» № 1 2005. 72 – 79 с. 8. Кожокин В.Ф., Кожокин Р.В., Тактическая подготовка лыжника. СанктПетербург, 2004. 9. Кулеман Э.. Питание для выносливости. Мурманск: 2005. 192 с. 10. Лепешкин В.А.. Занимаясь лыжной подготовкой - журнал «Физическая культура в школе» № 7 2003г. стр. 27 – 32 11. Лепешкин В.А.. Занимаясь лыжной подготовкой - журнал «Физическая культура в школе» № 7. 2003. 33 – 38 с. 12. Луньков С.М.. Как оптимизировать круглогодичную подготовку юных лыжников – гонщиков - журнал «Физическая культура в школе» № 8. 2000. 59 – 60 с. 13. Лыжные гонки: примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва/П.В. Квашук и др. М., 2003. 14. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки // Теория и практика физической культуры, №2, №3, 2000. 15. Озолин Н.Г.. Настольная книга тренера – наука побеждать. Москва: «АСТ АСТРЕЛЬ». 2003. 863 с. 16. Ширковец Е.А., Шустин Б.Н. общие принципы тренировки скоростносиловых качеств в циклических видах спорта // Вестник спортивной науки. – М.: Советский спорт, № 1, 2003. Интернет ресурсы: 1.)www.flgr.ru — федерация лыжных гонок России 2.)www.minsport.gov.ru — министерство спорта России 3.) www.minobraz.ru - министерство образования РФ 4.)http://www.skisport.ru/ - Журнал «Лыжный спорт»